Маяковский. Коллекция фотографий (1896—1930)
Маяковский. Коллекция фотографий (1896—1930) | |
---|---|
Расположение | |
Страна | Россия |
Площадка | Государственный музей В. В. Маяковского |
Местонахождение | 101000, Москва, Лубянский проезд, 3/6, строение 4 |
Деятельность | |
Время проведения | 2011—2013 |
Организатор | Государственный музей В. В. Маяковского |
«Маяко́вский. Колле́кция фотогра́фий (1896—1930)» — выставка фотоизображений Владимира Маяковского в Государственном музее В. В. Маяковского в 2011—2013 годах.
История
Выставка «Маяковский. Коллекция фотографий (1896—1930)» открылась в Государственном музее В. В. Маяковского в декабре 2011 года[1] и продлилась до 2013 года[2]. Куратором выставки выступил заведующий отделом научной экспозиции Музея Маяковского Адольф Аксёнкин[1][3]. Из более чем 370 фотопортретов Владимира Маяковского, которыми располагал музей, Аксёнкин отобрал для выставки 150[4][1] и разместил их хронологически[5][4].
Большое количество фотопортретов Маяковского было выставлено в одном пространстве впервые[4]. Часть выставочных фотографий редко публиковалась, часть была представлена впервые[4]. Эпиграфом к выставке Адольф Аксёнкин выбрал слова Марины Цветаевой: «Говоря о Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. И оборачиваться на Маяковского, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед»[1].
Временны́е рамки выставки — 1896—1930 годы — объяснялись тем, что первая известная специалистам фотография родившегося в 1893 году Маяковского была сделана в его трёхлетнем возрасте в 1896 году[1]. Фотопортреты Маяковского делали фотографы-профессионалы и любители самого разного уровня. Особо среди них выделяются Николай Свищев-Паола, Виктор Булла, П. Шумов, Абрам Штеренберг, Александр Родченко, Н. Петров, Алексей Темерин и др.[4] Фотоматериалы, связанные с Маяковским, создавались в затруднённых условиях, с громоздкой аппаратурой, на фотопластинки и плёнки низкой чувствительности[5][4]. По замечанию Адольфа Аксёнкина, на коллективных фотографиях Владимир Маяковский никогда на садился в центр, а «где-то всегда сбоку», что Аксёнкин объяснял скромностью Маяковского в обыденной жизни[3].
В выпущенный к выставке каталог вошли все имеющиеся на тот момент в фондах Музея Маяковского 370 фотоизображений Маяковского. 50 из них, из коллекции Леонида Волкова-Ланнита, пополнили фонды музея накануне выставки в 2011 году[3]. Журналистка радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина назвала каталог выставки «потрясающим» и передала полученный ею от Адольфа Аксёнкина экземпляр Саше Денисовой — драматургу и сорежиссёру идущего в то время в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского спектакля «Маяковский идёт за сахаром»[3].
Библиографическое описание каталога
- Маяковский: коллекция фотографий (1896—1930)Департамент культуры города Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского; составитель А. П. Аксёнкин. — М.: Радис РЛЛ, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-902087-07-6. /
Примечания
Источники
- Дардыкина Наталья. «Рот, столь жадный к поцелуям». Таким Маяковского мы ещё не видели . Московский комсомолец (18 декабря 2011). Дата обращения: 31 марта 2021.
- Коллекция фотографий 1896—1930 гг. в Государственном музее В. В. Маяковского: [Интервью с заведующим отделом научной экспозиции Государственного музея В. В. Маяковского Адольфом Аксёнкиным в программе «Музейные палаты»; ведущая Ксения Ларина, участвует Тимур Олевский] . Эхо Москвы. Эхо Москвы (14 апреля 2012). Дата обращения: 31 марта 2021.
- Маяковский. Коллекция фотографий (1896—1930) . TimeOut. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Маяковский. Коллекция фотографий (1896—1930) . Ваш досуг. Дата обращения: 31 марта 2021.