Марс в культуре
Стремление к созданию фантастических произведений о Марсе оказалось связано с начавшимися в конце XIX века дискуссиями учёных о возможности того, что на поверхности Марса существует не просто жизнь, а развитая цивилизация[1]. Долгое время считалось, что условия на Марсе достаточно близки к земным. Астрономы были склонны интерпретировать то, что они видели в несовершенные оптические телескопы на поверхности красной планеты, с точки зрения привычных земных реалий: полярные шапки считались состоящими из замёрзшей воды: льда и снега, а тёмные области планеты представлялись учёным как моря, океаны или леса. После «открытия» в 1877 году марсианских каналов, представление о существовании на Марсе разумной жизни и цивилизации стало восприниматься как научный факт. В США подобные взгляды распространял Персиваль Лоуэлл, он изложил их в своих трёх книгах «Марс» (англ. Mars, 1895), «Марс и его каналы» (англ. Mars and Its Canals, 1906) и «Марс — обитель жизни» (англ. Mars as the Abode of Life, 1909)[2].
Литературные произведения о Марсе и марсианах
Вероятно, первый фантастический роман, действие которого разворачивается на Марсе, был «Через Зодиак»[англ.] американца Перси Грега, опубликованный в 1880 году.
В конце XIX века был создан и знаменитый роман Герберта Джорджа Уэллса «Война миров» (1897), в котором марсиане пытались покинуть свою умирающую планету для завоевания Земли. По мнению Эрика Рабкина, данное произведение отразило политическую ситуацию того времени, встав в одном ряду с другими произведениями, описывающими вторжение некой враждебной силы, в которой угадывались черты тогдашних мировых империй[3].
30 октября 1938 года в США радиоверсия этого произведения была прочитана по радио в виде новостной радиопередачи, что послужило причиной массовой паники — слушатели приняли этот «репортаж» за правду[4]. Это событие привлекло серьёзное внимание к проблеме «фальшивых новостей», что чуть было не закончилось введением законодательных ограничений свободы слова, однако в итоге всё ограничилось извинениями, которые режиссёр радиопостановки О. Уэллс принёс в прямом эфире[3].
В начале XX века «марсианскую» тему развивал французский писатель Гюстав Леруж, считающийся одним из предшественников жанра научной фантастики. Его фантастическая дилогия «Пленник Марса» («Le Prisonnier de la planète Mars», 1908) и «Война вампиров» («La Guerre des vampires», 1909) была переведена на русский язык и издана в 1993 году под заглавием «Война вампиров»[5][6][7].
В 1966 году писатели Аркадий и Борис Стругацкие написали сатирическое «продолжение» «Войны миров» под названием «Второе нашествие марсиан», а в 2006 С. Синякин — «Третье нашествие марсиан».
Почти одновременно с романом Герберта Уэллса вышел немецкий роман Курда Лассвица «На двух планетах», идеи которого, по существующей версии, оказали влияние на творчество Хьюго Гернсбека, а через него — и на фантастический жанр[8].
В числе важных произведений о Марсе также стоит отметить вышедший в 1950 году роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники», состоящий из отдельных слабо связанных между собой новелл, а также ряд примыкающих к этому циклу рассказов; роман повествует об этапах освоения человеком Марса и контактах с гибнущей древней марсианской цивилизацией. В литературных произведениях этого периода Марс часто рассматривался как «новый Эдем», в котором найдёт спасение человеческая цивилизация[3].
В 1917—1964 годах вышло одиннадцать книг о Барсуме (название планеты Марс в фантастических произведениях Эдгара Райса Берроуза). В этих произведениях планета была представлена как умирающая, жители которой находятся в непрерывной войне всех со всеми за скудные природные ресурсы. В 1938 году Клайв Льюис написал роман «За пределы безмолвной планеты».
Освоение космического пространства в 1950—1960-х годах вдохнули новую жизнь в научно-фантастические произведения, местом действия которых являлся Марс.
Современные произведения, такие как «Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона (1994—1996) и «Марсианин» (2011) Энди Вейра, делают акцент на трудностях, с которыми может столкнуться человек на Марсе, при попытке приспособить его для жизни[3].
Примечательно, что в своём романе «Путешествия Гулливера»[9] Джонатан Свифт упомянул о двух спутниках Марса за 150 лет до того, как они были реально открыты.
Список книг произведения о Марсе и марсианах
- Герберт Уэллс «Война миров» (1897)
- Курт Лассвиц «На двух планетах» (1897)
- Александр Богданов Серия цикл «Марсианская дилогия» (1908—1924)
- Эдгар Берроуз Серия романов о Барсуме (1917—1964)
- А. Н. Толстой «Аэлита» (1923)
- Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» (1932)
- Клайв Стейплз Льюис «За пределы безмолвной планеты» (1938)
- Роберт Хайнлайн «Красная планета» (1948)
- Рэй Брэдбери «Марсианские хроники» (1950)
- Артур Кларк «Пески Марса» (1951)
- Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране» (1961)
- Роберт Хайнлайн «Марсианка Подкейн» (1963)
- Филип К. Дик «Сдвиг времени по-марсиански» (1964)
- Братья Стругацкие «Второе нашествие марсиан» (1966)
- Йен Макдональд Серия цикл «Марс» (1988—2002)
- Ким Стэнли Робинсон Серия цикл «Марсианская трилогия» (1993—1999)
- Энди Вейер «Марсианин» (2011)
Музыка
- «Life on Mars?» — композиция Дэвида Боуи.
- Один из альбомов группы Wings называется «Venus and Mars» («Венера и Марс»). На его обложке изображены эти две планеты.
- Рок-группа Thirty Seconds to Mars и её дебютный альбом «30 Seconds to Mars».
- Песня российского исполнителя Noize MC "На Марсе классно" рассказывает про атомную войну, которая убила всё живое на планете.
- Песня "На Марс" группы Слот.
Фильмы
В период с 1903 года по наше время[уточнить] о Марсе вышло более 80 фильмов: художественных, документальных, мультипликационных.
В голливудском послевоенном кинематографе тема Марса не освещалась вплоть до начала 1950-х годов. Существует мнение, что по мере роста антикоммунистических настроений, кульминировавших в политике маккартизма, и представлений о «красной угрозе», Марс («красная планета») стал изображаться в кинематографе как источник сил зла (например, в фильмах 1953 года «Invaders from Mars» и 1954 года «Devil Girl from Mars»). Эта тенденция пошла на спад после заката маккартизма[3].
- 1980 — Марсианские хроники — мини-сериал, состоящий из трёх серий, снятый по роману Рэя Брэдбери «Марсианские хроники».
- 2015 — Марсианин — фильм режиссёра Ридли Скотта, выпущен кинокомпанией XX век Фокс. В фильме повествуется об астронавте Марке Уотни (Мэтт Деймон), который, будучи унесённым порывом песчаной бури в ходе экстренной эвакуации его экспедиции с планеты, был ошибочно признан погибшим и оставлен на поверхности Марса. Чтобы выжить до прибытия следующей экспедиции, ему приходится многое преодолеть: одиночество, голод, взрыв на марсианской станции.
Видеоигры
- В видеоигре Martian Gothic: Unification местом действия является Марс события развиваются у подножия вулкана Олимп.
- В серии видеоигр Doom действие происходит на Марсе и двух его спутниках, Фобосе и Деймосе.
- В видеоиграх серии Red Faction (Red Faction (1), Red Faction: Guerilla (3), Red Faction: Armageddon (4)) и видеоигры Mars: War Logs и др местом действия также является «Красная планета».
- В стратегии игры Surviving Mars.
- В видеоигре Space Engineers.
Астрология
В астрологии Марс является планетой, управляющей Овном[10]. До открытия Плутона, считалось, что Марс управляет Скорпионом. Марс в астрологии ассоциируется с такими качествами, как самоутверждение, агрессия, сексуальность, энергичность и импульсивность[10]. Марс, по мнению астрологов, управляет спортом, соревнованиями и физической активностью в целом. В медицинской астрологии Марс отвечает за состояние половых органов[10], надпочечников.
В оккультизме Марс соотносится со сфирой Гвура. (См. также Халдейский ряд)[11].
Примечания
- ↑ Sagan C. Cosmos (неопр.). — New York, USA: Random House, 1980. — С. 107. — ISBN 0394502949.
- ↑ Mars — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Rabkin E. In thrall to the Red Planet (англ.) // BBC Knowledge. — 2017. — June. — P. 64—67.
- ↑ Lubertozzi, Alex; Holmsten, Brian. The war of the worlds: Mars' invasion of earth, inciting panic and inspiring terror from H.G. Wells to Orson Welles and beyond (англ.). — Sourcebooks, Inc., 2003. — P. 3—31. — ISBN 1570719853.
- ↑ Arthur B. Evans. Gustave Le Rouge, Pioneer of Early French Science Fiction // Science Fiction Studies. — 2002. — Т. 9, № 1. — P. 1—14.
- ↑ Чекалов К. А. Леруж Гюстав . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.
- ↑ Леруж, Гюстав . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 26 ноября 2019 года.
- ↑ Everett F. Bleiler. Science-Fiction: The Early Years. Kent: State University Press, 1990, pp.422—24
- ↑ Darling D.[англ.]. Swift, Jonathan and the moons of Mars . Дата обращения: 1 марта 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Влияние планет: Марс (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ Регарди И. Глава третья. Сефирот // Гранатовый сад. — М.: Энигма, 2005. — 304 с. — ISBN 5-94698-044-0.
Литература
- на русском языке
- Гремлёв П. Все лики бога войны. Кто и как колонизировал Марс // Мир фантастики. — Май 2010. — № 81.
- на других языках
- Crossley R. Imagining Mars: A Literary History. — Wesleyan, 2011. — 355 с. — ISBN 978-0-8195-6927-1.
- Eisfeld R.[англ.]. 5. Projecting Landscapes of the Human Mind onto Another World: Changing Faces of an Imaginary Mars // Imagining Outer Space: European Astroculture in the Twentieth Century / Ed. Alexander C. T. Geppert. — Palgrave Macmillan, 2012. — С. 89—105. — 414 с. — ISBN 9780230231726.
- Hendrix H. V.[англ.], Slusser G. E.[англ.], Rabkin E. S. Visions of Mars: Essays on the Red Planet in Fiction and Science. — McFarland, 2011. — 216 с. — ISBN 978-0-7864-5914-8.
- Mars — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
- K. Maria D. Lane. Geographies of Mars: Seeing and Knowing the Red Planet. — University of Chicago Press, 2011. — 282 с. — ISBN 9780226470788.
- Stableford B. Mars // Science Fact and Science Fiction. An Encyclopedia. — Routledge, Taylor & Francis Group, 2006. — P. 281—284. — 758 p. — ISBN 0‐415‐97460‐7.