Сен-Фаржо, Луи Мишель Лепелетье

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо
фр. Louis-Michel Lepeletier de Saint-Fargeau
Место рождения Париж
Место смерти Париж
Гражданство Королевство Франция (1770—1789),
Первая французская республика (1792—1793)
Род деятельности политик, юрист
Дети Луиза-Сюзанна
Автограф

Луи́ Мише́ль Лепелетье́, маркиз де Сен-Фаржо́ (фр. Louis-Michel Lepeletier, marquis de Saint-Fargeau; 29 мая 1760, Париж — 21 января 1793, там же) — французский политик и юрист. Считается первым мучеником Великой французской революции[1][2]. Первый революционер, похороненный в Пантеоне[3].

Биография

Родился в богатой аристократической семье. Брат энтомолога Амедея Луи Мишеля Лепелетье и сводный брат политика Феликса Лепелетье. Один из предков писателя Жана д’Ормессона. Состоял в масонской ложе Великого Востока Франции.

Первоначально, разделял консервативные взгляды большинства своего класса. Постепенно его идеи стали более радикальными. 13 июля 1789 года выступил с требованием вернуть Жака Неккера, чья отставка вызвала большое волнение в Париже и послужила поводом к восстанию. Выступал за отмену смертной казни и каторжных работ, за замену гильотинирования повешением, что принесло ему широкую популярность. 21 июня 1790 года стал президентом Учредительного собрания. Занимал эту должность в течение двух недель, согласно установленному регламенту.

В 1791 г. избран президентом генерального совета департамента Йонна[4]. Затем был избран депутатом Национального конвента.

Выступил в пользу суда над Людовиком XVI и подал решающий голос (за — 361, против — 360), проголосовав за смертный приговор королю. Был убит в ресторане в Пале-Рояль членом Гвардейского корпуса Франции Филлипом Николя Мари де Пари (фр. Philippe Nicolas Marie de Pâris) при невыясненных обстоятельствах за несколько часов до казни Людовика XVI.

Похоронен в парижском Пантеоне. После Термидорианского переворота останки были удалены из Пантеона и перезахоронены родственниками в родовом имении в Сен-Фаржо  (фр.).

Проект национального образования

Выступил с критикой представленного Комитетом по народному образованию проекта на основе идей Кондорсе, поскольку тот не охватывал всех детей унифицированной системой государственного начального обучения. Был создателем выдержанного в духе идей Жан-Жака Руссо проекта национального школьного образования, который предусматривал обязательное бесплатное обучение в «домах национального воспитания» всех детей обоего пола в возрасте от пяти или семи до двенадцати лет. Согласно плану, финансирование образовательной программы должно быть организовано за счёт дополнительного налогообложения представителей богатых классов. Считал целесообразным совмещать учёбу с трудовым воспитанием: детям предлагалось работать на полях и в ремесленных мастерских, ухаживать за стариками. В школе вместо религии должны были преподаваться история революции, основы конституции и морали; таким образом, Лепелетье надеялся обновить общество, видя в этом утопический способ ликвидации нищеты и преодоления социального неравенства. И Лепелетье, и Кондорсе выделяли три высшие ступени образования: средние школы, институты и лицеи. Несмотря на энергичное заступничество Робеспьера, в августе 1793 года этот проект был отвергнут Национальным конвентом.

Память

Гравюра Анатоля Девожа по картине Жака-Луи Давида
  • Уже через месяц после убийства, 23 февраля 1793 года, парижский театр Опера-Комик поставил музыкальный спектакль о событиях его жизни и смерти под названием «Лепелетье де Сен-Фаржо, или Первый мученик Французской республики» («Le Peletier de Saint-Fargeau, ou Le premier martyr de la République française») по либретто Огюста-Луи Бертена д’Антилли на музыку Фредерика Власия[5][6].
  • Был изображён на знаменитой картине французского художника Жака-Луи Давида, «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре[fr]», выкупленной и уничтоженной дочерью Лепелетье Сюзанной[en][7], которая была ярой сторонницей монархии. Ею были также уничтожены все репродукции картины, кроме одной, случайно уцелевшей, и одного сохранившегося рисунка ученика художника[8][9].

Примечания

  1. La passion, selon Le Peletier de Saint-Fargeau Архивная копия от 13 июля 2018 на Wayback Machine (фр.) — «Юманите́», 31 июля 2009 года
  2. Le Peletier de Saint-Fargeau Архивная копия от 13 ноября 2020 на Wayback Machine (фр.)
  3. Soboul A. Les sans-culottes parisiens en l’an II. P., 1958; (фр.)
  4. Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо на сайте Национального Собрания Архивная копия от 21 сентября 2011 на Wayback Machine (фр.).
  5. Arthur Pougin, L’Opéra-Comique pendant la Révolution de 1788 à 1801: d’après des documents inédits et les sources les plus authentiques (Paris: Albert Savine, 1890), View Архивная копия от 27 июля 2020 на Wayback Machine at Google Books, 73-4
  6. Nicole Wild and David Charlton, Théâtre de l’Opéra-Comique Paris: répertoire 1762—1972 (Sprimont, Belgium: Editions Mardaga, 2005), 55, 301, 489.
  7. Suzanne Le Peletier de Saint-Fargeau Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  8. Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр. 104
  9. История исчезновения картины Жака-Луи Давида Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (фр.)

Ссылки