Кужамьяров, Куддус Ходжамьярович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Куддус Кужамьяров
Основная информация
Дата рождения 21 мая 1918(1918-05-21)
Место рождения с. Кайназар, Верненский уезд, Семиреченская область, Туркестанская АССР, РСФСР
Дата смерти 8 апреля 1994(1994-04-08) (75 лет)
Место смерти Алма-Ата
Страна  СССР Казахстан
Профессии композитор,
музыкальный педагог
Награды
Орден Ленина — 1959 Орден Октябрьской Революции — 1978 Орден Трудового Красного Знамени — 1971
Орден «Знак Почёта»  — 1961 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда»  — 1980
Народный артист СССР — 1987 Народный артист Казахской ССР — 1973 Сталинская премия — 1951 Лауреат Государственной премии Казахской ССР

Куддус Ходжамьярович Кужамья́ров (уйг. Қуддус Ғоҗамияров; 21 мая 1918 — 8 апреля 1994) — советский, казахстанский, уйгурский композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1987). В современной казахстанской русскоязычной музыкальной историографии признаётся основоположником уйгурской профессиональной музыки европейского типа.

Биография

Родился 21 мая 1918 года в селе Кайназар (ныне — Енбекшиказахский район Алматинской области Казахстана)[1]. В возрасте 3 месяцев лишился отца[2].

Когда приехал в Алма-Ату поступать в музыкально-драматический техникум (ныне Алматинский музыкальный колледж имени П. И. Чайковского[3]), ему не исполнилось ещё 16 лет. Учился в период 1933—1939 годов, вначале по классу скрипки, затем перешёл на фортепьянное отделение, где начал сочинять музыку. Сдал экзамены на композиторский факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Однако из-за начала войны учёбу пришлось отложить — его призвали в Красную армию[4]. Член ВКП(б) с 1943 года[5].

После демобилизации в 1946 году вернулся в Алма-Ату. В 1951 году окончил Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы по классу композиции у Е. Г. Брусиловского, который в своих воспоминаниях рассказывает:

Среди моих учеников особенно дорог мне Куддус Кужамьяров. Он появился у меня неожиданно 20-летним парнишкой в азиатских галошах на босу ногу. Отца у него уже не было, а мать работала уборщицей в том самом Муздрамтехникуме, где он учился на фортепианном отделении. Он сообщил, что хочет стать композитором, и поэтому решил обратиться ко мне. На рояле для двадцати лет он играл весьма неважно. В этой области у него явно ничего хорошего не предвиделось. Но композиторские способности меня убедили, и я стал с ним понемногу заниматься. Таким образом, появился юноша, решивший стать первым в истории своего народа уйгурским композитором. Меня такая перспектива очень заинтересовала.

С юных лет его отличала дисциплинированность, целеустремленность, отсутствие юношеской легкомысленности и обычных слабостей. Он не пытался курить, не баловался вином, вообще не знал никаких соблазнов в жизни. В самых трудных условиях жизни он не падал духом, не жаловался и продолжал организованно и успешно работать. Мать и сын жили на тощую зарплату уборщицы в типичном "староалма-атинском небоскребе". Это была рукодельная глиняная землянка с маленькими оконцами на уровне земли. Крыша из камыша и травы постоянно протекала, и вода просачивалась на земляной пол. Мать постаринке хотела, чтобы сын бросил все это нищее искусство и, как все его сверстники, торговал на базаре, потом женился бы на уйгурской девушке с богатым приданым и стал бы солидным человеком.

Но Куддус не сдавался: голодал, носил старые залатанные вещи и продолжал заниматься, упорно пробиваясь к намеченной цели. В результате он добился права поехать в Московскую консерваторию и поступил в неё. Но началась Отечественная война, и он оказался в армии. Оттуда Куддус писал мне своим корявым косым почерком пламенные письма, в которых заверял, что, как только война закончится, он снова будет заниматься со мной композицией. Просил, чтобы за ним забронировали в консерватории место, так как фашистов скоро окончательно разобьют, и он вернется домой в Алма-Ату.[6]

После окончания Алма-Атинской консерватории в 1951—1952 годах стажировался в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс В. Я. Шебалина)[7].

В 1952 году — художественный руководитель Казахского радио.

С 1953 года — преподаватель по классу инструментовки, с 1955 — по классу композиции, в 1957—1967 — ректор, в 1960—1964 и 1969—1991 — заведующий кафедрой Казахской консерватории имени Курмангазы. С 1965 года — профессор[5].

Участник международных фестивалей в Тегеране в 1961 году и в Багдаде в 1964 году[5]. В 1976 году — член жюри Всесоюзного фестиваля творчества молодых композиторов и студентов музыкальных вузов СССР в Ленинграде.

Умер 8 апреля (по другим источникам — 10 апреля[8][9]) 1994 года в Алма-Ате. Похоронен на Кенсайском кладбище[2][10].

Общественная деятельность

Член правления Союза композиторов Казахстана, в 1955—1959 годах — его председатель. В 1957—1979 — член Правления II—VI съездов композиторов СССР, в 1957—1980 — член художественного совета Министерства культуры СССР, в 1959—1963 — член комиссии Казахской ССР по культуре и образованию, в 1961—1980 — член экспертной комиссии ВАК СССР по искусству, в 1962—1970 — член Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области науки и искусства при Совета Министров СССР, в 1963—1987 — член Совета Института уйгуроведения Академии наук Казахской ССР, в 1966—1980 — член Комитета по присуждению Государственных премий Казахской ССР в области литературы и искусства, в 1992 — консультант отделения композиции Синьдцзянского института искусств (Китай)[11]. Также был членом правления общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами и общества «Отан» по культурной связи с соотечественниками за рубежом.

Избирался членом ЦК Коммунистической партии Казахстана (1961—1967), депутатом Верховного Совета Казахской ССР 5-6 созывов.

Награды и звания

Творчество

Основоположник уйгурской профессиональной музыки[1]. Его произведения, построенные на уйгурском национальном мелосе, отличаются оригинальными приёмами, острым гармоничным языком, колоритностью оркестровки.

Список произведений

Оперы:

  • «Назугум» (1956, о героине национально-освободительного восстания уйгурского народа в начале 19 века)
  • «Золотые горы» (1960, совм. с Н. Тлендиевым)
  • «Садыр Палван» (1975)

Балеты:

  • «Чин-Томур» (1967)

Оратории:

Кантаты:

  • «Родина» (1986)

Для симфонического оркестра:

  • 5 симфоний (1-я (памяти А. Розыбакиева, 1971), 2-я (1974), 3-я (1981), 4-я («Такла — Макан», 1984))
  • Симфоническая поэма «Ризвангуль» (1950)
  • Симфоническая поэма «Песня о свободе» (1954)
  • Увертюра «Реет красный флаг» (1959)
  • Симфонические картинки «Мэшрэп» (1972)
  • 3 сюиты (1955, 1967, 1969)
  • Симфонические танцы (1952)

Для оркестра казахских народных инструментов

  • «Праздничная поэма» (1952)
  • «Китайская лирическая» (1953)
  • «Уйгурские танцы» (1956)
  • «Маргул» (1967)
  • «Казахский танец» (1972)
  • «Уйгурские напевы» (1973)

Для трубы с оркестром:

  • Концерт (1973)

Для хора и оркестра:

Для хора:

  • Сюиты «На колхозном поле» (1949), на темы уйгурских народных песен (сл. народные, 1969)

Для струнного квартета:

  • «В родном колхозе» (на уйгурские народные темы, 1950)

Для солистов, хора и ансамбля уйгурских народных инструментов:

  • Сюита «Зацветёт целина» (1954)

Для струнного трио:

  • Вариации на уйгурские народные темы (1948)

Для скрипки и фортепиано:

  • Танец (1947), Уйгурский танец (1948), Соната (1949), Колыбельная и танец (1967), Две пьесы (1973)

Для виолончели и фортепиано:

  • Элегия (1938), Анданте (1949), Размышление, монолог и рассказ (1969)

Для альта и фортепиано:

  • Три пьесы (1976)

Для фортепиано:

  • «Детский альбом» (15 фортепианных пьес), Шесть маленьких прелюдий (1937), «Баллада» (1937), «Ночной рассказ» (1937), «Лунная ночь» (1937), «Песни без слов» (1938), «Похоронный марш» (1938), «Колхозная молодежь» (1938), «Песня без слов» (1939), Вальс (1939), Танец (1939), Танец (1939), Прелюдия (1939), Два ноктюрна (1939), Прелюдия-поэма (1947), Ноктюрн (1947), Прелюдия (1947), Ноктюрн (1948), «Весна идет» (1955), «Весенняя песня» (1955), «Солнечный луч» (1955), «Последний снег» (1964), «Дождик» (1964), Четыре пьесы (1977)

Для голоса и фортепиано:

  • романсы

Камерные сочинения:

  • камерно-инструментадбные ансамбли — квартеты, трио, сонаты и др.

Другое:

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кужамьяров, Куддус Кужамьярович // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Казахская энциклопедия, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0. (CC BY-SA 3.0)
  2. 2,0 2,1 Персональный сайт — Кужамьяров Куддус Ходжамьярович. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 23 января 2015 года.
  3. Алматинский Музыкальный Колледж им. Чайковского (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 25 июля 2014 года.
  4. Сара Кузембаева. Он жил музыкой. К 90-летию Куддуса Кужамьярова (1918—1994) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения: 24 июня 2009.
  5. 5,0 5,1 5,2 Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 338—339. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2.
  6. Бондаренко О. Юбилейный аккорд // Вечерний Алматы. — 15 апреля 2008.
  7. Кужамьяров Куд­дус Ход­жамь­я­ро­вич / Измайлова Л. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. История развития культурной жизни в Талгаре. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 8 сентября 2014 года.
  9. История культурной жизни в Талгаре. Дата обращения: 8 сентября 2014. Архивировано 8 сентября 2014 года.
  10. Место захоронения. Дата обращения: 23 апреля 2022. Архивировано 16 июля 2021 года.
  11. Музыкально-культурная деятельность К. Х. Кужамьярова. Дата обращения: 12 сентября 2014. Архивировано 12 сентября 2014 года.
  12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1978 года № 7562 «О награждении композитора Кужамьярова К. X. орденом Октябрьской Революции»
  13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2005 года № 200 «О наименовании и переименовании организаций образования, культуры и спорта Республики Казахстан».
  14. Ирина Лебедева. В Алматы открыт памятник основоположнику уйгурской классической музыки Куддусу Кужамьярову (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2009. Архивировано 8 сентября 2014 года.

Литература

  • Аравин П. В. Куддус Кужамьяров. — М., 1962.
  • Хамраев М. Расцвет культуры уйгурского народа. — Алма-Ата, 1967.
  • Кирина К. Куддус Кужамьяров. — М., 1979.
  • Жетписбаева А. А. Счастье быть первым.//В сб.: Братство народов — братство культур. — Алма-Ата, 1985.