Ксенофобия
Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного. Ведёт к исключению из местного сообщества категорий лиц, которые рассматриваются как «чужие», их дискриминации в политике, быту, сфере занятости, образования и социального обеспечения.
В медицинской сфере ксенофобия в качестве боязни чужого, незнакомого рассматривается как разновидность навязчивых состояний[3].
Общая характеристика
Ксенофобия в своих проявлениях близка к культурному расизму. В отличие от расизма ксенофобия представляет собой неприязнь к кому-либо чужому из-за его поведения, образа жизни и др., а не на основе имманентно присущих ему качеств. Термин «ксенофобия» официально принят в Европейском союзе, где означает распространённые в обществе подозрительность и враждебность в отношении иммигрантов, и является эвфемизмом для понятия расизма, но понимается как его мягкая форма. Как и расизм, ксенофобия противопоставляет категории «мы» и «они», при этом уподобляет биологические особенности («кровь») и этническую культуру, которая также якобы является неизменной и неотъемлемой. Следовательно, смешение культур рассматривается как недопустимое, поскольку якобы дезориентирует, навязывая индивиду разные культурные и поведенческие программы. Представление о «несовместимости культур» ведёт к идее недопустимости смешанных браков. В рамках ксенофобских представлений считается, что «чужие» могут испортить культуру «коренных жителей», в противовес чему необходимо сохранять собственную традиционную этническую культуру, которая рассматривается в качестве более «высокой». Иммигранты подозреваются в стремлении к созданию закрытых анклавов и сепаратизме[3].
Биологические и психологические предпосылки
Исследователи явления уделяют большое внимание влиянию биологических (инстинктивных) и психологических факторов. Ксенофобия может рассматриваться как механизм поддержания идентичности. Однако биологическая детерминированность ксенофобии не подтверждена научными данными, ксенофобия не является биологическим качеством человеческого вида. Ксенофобия представляет собой, в первую очередь, психологическую реакцию на чужака, однако не является неизбежным следствием идентичности[3].
Биолог В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии или неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, причёской, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению Дольника, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[4], что объясняет её иррациональность и неподверженность ксенофобии рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[5].
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[6].
Биолог Роберт Сапольски утверждает, что способность человеческого сознания мыслить в категориях «мы» и «они» укоренена очень глубоко. Уже младенцы предпочитают тех, кто говорит на языке их родителей, более позитивно реагируют на людей одной расы со своими родителями и проще запоминают их лица. Однако он подчёркивает, что большинство современных человеческих обществ полагается на культурный родственный отбор, позволяющий людям чувствовать себя близко связанными с теми, кто с биологической точки зрения являются для них абсолютно чужими[7].
Социально-экономические причины
Причинами современной ксенофобии является этнический и религиозный «ренессанс», сопротивление экономической конкуренции, реакция на отчуждение в обществе тотальной коммерциализации, ностальгия по «утраченной общности», стремление к сохранению традиционного этнокультурного облика[3].
История
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Западной Европе, но принимали общемировой характер. К началу XX века к «великим ксенофобиям» принадлежали идеи «мирового еврейского заговора» и «жёлтой опасности». При этом две эти разные фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так, ультраправый российский политик черносотенец Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «жёлтой опасностью», дабы подорвать мощь России. Другой черносотенец Михаил Меньшиков утверждал, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[8].
В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, идеи о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «жёлтой цивилизацией»[8].
В России
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод в августе 2005 года заявил, что согласно опросам, ксенофобия распространена среди 50 % населения России. По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[9]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин в октябре 2003 года отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[10].
По данным опроса «Левада-центра» в январе 2022 года только 4 % россиян согласны, чтобы выходцы из Центральной Азии были членами их семьи, а четверть предлагают не пускать их в Россию[11].
См. также
- Антисемитизм
- Ассимиляция (социология)
- Гомофобия
- Ксенеласия
- Ксенофилия
- Мизантропия
- Национализм
- Нацизм
- Расизм
- Русофобия
- Сексизм
- Трансфобия
- Фашизм
- Шовинизм
Примечания
- ↑ Australian Natives Association Centenary — Monument Australia . monumentaustralia.org.au. Дата обращения: 22 октября 2017. Архивировано 1 июля 2017 года.
- ↑ См.: Museum Victoria description Архивировано 5 января 2016 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Шнирельман, 2010, с. 183.
- ↑ Этология. Ру: Homo militaris . Дата обращения: 6 февраля 2011. Архивировано 3 декабря 2010 года.
- ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72—75.
- ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
- ↑ Роберт Сапольски. Биология «наших» и «ненаших»: ваш мозг и национализм. . Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 17 декабря 2021 года.
- ↑ 8,0 8,1 Дятлов В. И.. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий» // Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329.
- ↑ Елена Яковлева. 53 процента толерантности // Российская газета. — 2005. — 17 августа (№ 0(3849)). Архивировано 20 октября 2020 года.
- ↑ Эмиль Паин. Почему помолодела ксенофобия. Эмиль Абрамович Паин - руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН . Независимая газета (14 октября 2003). Дата обращения: 29 мая 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
- ↑ «Левада»: лишь 4 % россиян согласны, чтобы выходцы из Центральной Азии были членами их семьи, а четверть предлагают не пускать их в Россию Архивная копия от 24 января 2022 на Wayback Machine. Настоящее Время. 24.01.2022.
Литература
- на русском языке
- Вас притесняли по национальному признаку? // Коммерсантъ Власть. — № 12 от 02.04.2007. — С. 10.
- Верховский А. М., Прибыловский В. В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. — М., 1998.
- Волков Ю. Г., Барбашин М. Ю., Добаев И. П., Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. — 208 с.
- Гемават П.[англ.]. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с. — ISBN 978-5-9614-4438-4.
- Ксенофобия в современном мире / В. А. Ачкасов и др.; отв. ред.: В. А. Ачкасов, Д. З. Мутагиров; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. философии и политологии, Каф. междунар. политических процессов, Центр изучения прав человека и народов. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — 353 с. ISBN 978-5-288-04697-1
- Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации — М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 Ч. 1 ISBN 5-98440-025-X (ошибоч.), Ч. 2 ISBN 5-98440-027-8
- Рожкова Н. Язык вражды. Главным объектом ксенофобии в России становятся мигранты // Время новостей, 19.10.2007. — № 192.
- Тарасов А. Н. Нашлась, родимая! «Национальная идея» оказалась ксенофобией // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
- Ксенофобия / Шнирельман В. А. // Крещение Господне — Ласточковые [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 183. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
- на других языках
- Bory-Lugon V. Immigration et xénophobie dans la société suisse. Lausanne, 1977.
- Diken B. Strangers, ambivalence and social theory. Aldershot, 1998.
- Identity and intolerance: nationalism, racism, and xenophobia in Germany and the United States. Wash.; Camb., 1998;
- New xenophobia in Europe / Ed. by B. Baumgartl, A. Favell. L., 1995;
- Racisme et xénophobie en Europe. P., 1994;
- Watts M. W. Xenophobia in united Germany: generations, modernization, and ideology. N. Y., 1997;
- Wtulich J. American xenophobia and the Slav immigrant. N. Y., 1994;
Ссылки
- Вязовский А. В. «Корректируется ли поведение нацистов и расистов? Этологический анализ». Этнология.ру, 07.06.2007.
- Кон И. С. «Гомофобия как форма ксенофобии». Персональный сайт И. С. Кона.
- Фридман В. С. Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления. Этнология.ру, 03.07.2007.
- Всеобщая декларация прав человека (текст)
- ksenofobu.net — Молодёжь против ксенофобии, открытое письмо к сверстникам.
- Tolerance.ru — Гармония в разнообразии.
- antirasizm.ru — Организация общественной кампании по противодействию расовой дискриминации, ксенофобии, антисемитизму в Российской Федерации Архивная копия от 3 мая 2004 на Wayback Machine.