Крейсера-скауты типа «Эдвенчур»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Крейсера-скауты типа «Эдвенчур»
Adventure class cruiser
Крейсер-скаут «Эдвенчур». 1904 г.Крейсер-скаут «Эдвенчур». 1904 г.
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип типа «Сентинел»
Последующий тип тип «Бодицея»
Годы постройки 1904—1905
Годы в строю 1905—1920
Запланировано 2
Построено 2
Отправлено на слом 2
Основные характеристики
Водоизмещение 2640 т
Длина 120,4 м
Ширина 11,66 м
Осадка 3,74 м
Бронирование палуба:19-51 мм
рубка: 76,2 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Ярроу
Мощность 16 000 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 25 узлов
Дальность плавания 2370 миль на 10 узлах
Экипаж 268 человек
Вооружение
Артиллерия 10 × 1 — 76,2-мм,
8 × 1 — 47-мм
В 1911/1912 годах перевооружены на
9 × 1 −102-мм,
6 × 1 — 57-мм
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 — 457-мм торпедных аппарата

Крейсера типа «Эдвенчур»[1] — серия крейсеров британского Королевского флота, построенная в 1900-х гг. XX века. Проект стал развитием крейсеров III класса типа «Джем». Всего было построено 2 крейсера: «Эдвенчур» (англ.  Adventure ), «Эттентив» (англ.  Attentive ),


Конструкция

Корпус

Армстронг решил сделать «Эдвенчер» и «Эттентив» четырёхтрубными, с высоким коротким полубаком и изящным клипперским форштевнем. Корпус разделялся на 15 водонепроницаемых отсеков. Подобный силуэт станет традиционным для большинства британских крейсеров построенных до начала Первой мировой войны.

Силовая установка

Две шестицилиндровые паровые машины тройного расширения с коротким ходом поршня и симметричной конструкцией — два цилиндра высокого давления, два среднего и два низкого, ∅ цилиндров высокого давления составлял 22 дюйма, среднего — 34 дюйма, и низкого — 53, ход поршня был 25,5 дюймов. Такие машины называемые системой Маршалла-Алена, на военных кораблях были редкостью. Простым переключением пара можно было использовать для экономического хода любую из половинок. Пар вырабатывали двенадцать котлов Ярроу. Запас угля 454 тонны. Дальность плавания на 10-узловом ходу 2370 миль[2]. «Эдвенчур» показал на мерной мили скорость 25,45 узла при 251,9 оборотах в минуту, а в среднем на всем протяжении испытаний 25,422 узла при 251,6 оборотах в минуту.

Вооружение

Несли вооружение из десяти трёхдюймовых пушек и восьми 47-мм пушек. В 1911—1912 годах перевооружены на 9 102 мм орудий Mk IV с 31-фунтовыми (14,06 кг) снарядами с начальной скоростью 722 м/с. После перевооружения водоизмещение возросло примерно на 15 тонн.

Служба

  • «Эдвенчур» — заложен 7 января 1904 г., спущен 8 сентября 1904 г., в строю с октября 1905 г., продан на слом 3 марта 1920 г.
  • «Эттентив» — заложен 8 января 1904 г., спущен 24 ноября 1904 г., в строю с октября 1905 г., продан на слом 12 апреля 1920 года[3].


Примечания

  1. Другой способ написания «Эдвенчер»
  2. From Earliest Days, 2009, p. 492.
  3. Все данные о службе приведены по Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905 с. 84.


Литература

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Norman Friedman. British Destroyers From Earliest Days to the Second World War. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. — ISBN 978-1-59114-081-8.
  • Лисицын Ф.В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.