Перейти к содержанию

Красный Татарстан (бронепоезд)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Красный Татарстан
Принадлежность  СССР
Подчинение 46-й отдельный дивизион бронепоездов
Эксплуатация 1942-1945
Изготовитель Железнодорожники Юдинского узла Казанской железной дороги
Участие в Сталинградская битва, Битва за Кавказ, Ясско-Кишинёвская операция
Известные командиры Старший машинист А. Н. Акулинин, политрук С. Г. Бушуйкин
Современный статус Расформирован в октябре 1945
Технические данные
Бронирование Противопульная броня
Количество броневагонов 2 артиллерийские площадки, контрольные платформы
Экипаж 50-60 человек
Вооружение
Лёгкое вооружение Пулемёты «Максим» и/или ДШК
Артиллерийское вооружение 76-мм орудия
Зенитное вооружение Пулемётные установки

«Кра́сный Татарста́н» (тат. «Кызыл Татарстан», «Кзыл Татарстан») — советский бронепоезд периода Великой Отечественной войны, построенный в октябре-ноябре 1941 года коллективом железнодорожного узла станции Юдино Казанской железной дороги. Состоял на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии и использовался для огневой поддержки войск, охраны железнодорожных коммуникаций и противовоздушной обороны.

Бронепоезд был создан на базе маневрового паровоза серии Ов (№ 611) с использованием бронелистов казанских заводовПерейти к разделу «Создание». Его боевой путь простирался от Сталинградского фронта до польско-румынской границы, где он участвовал в ключевых операциях, включая оборону Сталинграда и бои на Северном КавказеПерейти к разделу «Боевой путь». Экипаж, состоявший преимущественно из добровольцев-железнодорожников, проявил особое мужество при выполнении боевых задачПерейти к разделу «Экипаж бронепоезда».

После войны бронепоезд избежал переплавки и сохранился на отстое Московской железной дороги, где в 1979 году был обнаружен, но не возвращён для музеефикацииПерейти к разделу «Боевой путь».

История

Создание

Рельефное изображение бронепоезда «Красный Татарстан» на Мемориальном комплексе памяти павшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн в Юдино

Бронепоезд «Красный Татарстан» был построен в октябре-ноябре 1941 года коллективом железнодорожного узла станции Юдино Казанской железной дороги по инициативе рабочих и инженеров[1]. Решение о строительстве было принято в ответ на возросшую потребность фронта в бронетехнике. Общее руководство строительством осуществлял Государственный комитет обороны, а техническое руководство было возложено на инженера Горожанина и его заместителя Герасимовича[1].

Основу бронепоезда составил маневровый паровоз серии Ов (№ 611), ранее принадлежавший паровозному депо Юдино, адаптированный для работы в составе бронепоезда[2]. Бронирование осуществлялось при помощи металлических листов, предоставленных казанскими заводами[2]. Особую сложность представляла установка поворотных механизмов для артиллерийских орудий, которые монтировались на бронеплощадках[2].

Работы проводились в тяжелых условиях, испытывалась нехватка оборудования, материалов и опыта[2]. Строительство велось в тесном сотрудничестве различных специалистов: слесарей, токарей, разметчиков, газоэлектросварщиков, кузнецов и др[1]. Для ускорения работ были внедрены передовые методы организации труда, в том числе многосменная работа[2]. Железнодорожники трудились по 14-20 часов в сутки, многие ночевали прямо в цехах[3]. Активное участие в строительстве принимали женщины, выполнявшие сложные слесарные и токарные работы[4].

За создание бронепоезда всему персоналу депо была объявлена благодарность Сталиным[5].

Боевой путь

Боевой путь бронепоезда «Красный Татарстан» на карте

В марте 1942 года бронепоезд «Красный Татарстан» был передан военному командованию и направлен на фронт[6]. Изначально входил в состав 46-го отдельного бронедивизиона[7]. Боевое крещение принял на Сталинградском фронте, где поддерживал советские войска в боях за город[7]. Затем участвовал в боях на Северном Кавказе[7]. Успешно взаимодействуя с другими частями Красной Армии, экипаж бронепоезда обеспечивал прикрытие железнодорожных узлов от налета вражеской авиации, охранял железнодорожные мосты стратегического значения от авиадесантных групп противника, участвовал в ответственных операциях прорыва на отдельных участках фронта, проводил разведку боем[8]. Кульминацией боевого пути стал героический рейд к польско-румынской границе[7]. Во время войны, на станции Волноваха Донецкой железной дороги, погиб машинист Семен Михайлович Шулов[7].

В марте 1945 года дивизион был отозван в Москву, а в октябре 1945-го расформирован[9]. В отличие от большинства бронепоездов, отправленных на переплавку, «Красный Татарстан» и «Василий Чапаев» были сохранены[9]. В 1979 году, к 35-летию Победы, инициативная группа локомотивного депо Юдино предприняла безуспешную попытку обнаружения и возвращения бронепоезда «Красный Татарстан» для музеефикации[10]. Группа выехала в Москву и установила его местонахождение на парке отстоя Московской железной дороги, используемого для киносъёмок[10]. Доступ к бронепоезду не был получен, несмотря на установленное удовлетворительное состояние «Красного Татарстана»[10].

Состав бронепоезда

Конкретный состав бронепоезда на протяжении его службы мог варьироваться, но типовой состав включал:

  • Бронепаровоз: Маневровый паровоз серии Ов (№ 611), защищенный броней[2].
  • Бронеплощадки: Вагоны, переоборудованные в бронированные артиллерийские и пулеметные платформы[2]. На них устанавливалось вооружение: пушки (вероятно, 76-мм или 45-мм) и пулеметы (ДТ или Максима).
  • Вагоны прикрытия: Платформы с песком или балластом, располагавшиеся перед бронепаровозом для защиты от мин.
  • Прочие вагоны: Вагоны для размещения личного состава, боеприпасов и оборудования.

Экипаж бронепоезда

Формирование команды завершилось в марте 1942 года. В состав вошли преимущественно добровольцы-железнодорожники:[11]

  • Командир: старший машинист А. Н. Акулинин
  • Политрук: С. Г. Бушуйкин
  • Машинисты: А. Брыкалов, С. Шулов, И. Реутов
  • Помощники машинистов: А. А. Логинов (сын машиниста бронепоезда «Свободная Россия»), Н. и И. Савельевы, В. Кучанов, С. Фролов, М. Артамонов (мастер по вагонам)
  • Зенитный расчёт под командованием С. Т. Крестенкова

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Барышев, 1995, с. 129.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Барышев, 1995, с. 130.
  3. Татьяна Юрыгина. Одетый в броню. gudok.ru. Гудок (30 октября 2015). Дата обращения: 24 марта 2025.
  4. Наиля Клевлеева. Героический рейд юдинского бронепоезда «Красный Татарстан»: Маленькая история большой страны. mindortrans.tatarstan.ru. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (13 июля 2017). Дата обращения: 24 марта 2025.
  5. Белькевич Д. К., Кириллов П. А., Сафиуллина А. Н., Хайруллина С.М., Белобородова А.А., Гуренкова А.А., Сафина Г.А., Никишина Л.О. Моя малая родина - Юдино // Молодежь. Туризм. Образование : Материалы IV научно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентова, Казань, 06 декабря 2017 года. — 2017. — 6 декабря. — С. 26-30.
  6. Барышев, 1995, с. 132.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Барышев, 1995, с. 133.
  8. Влад Миров. Юдино– железнодорожные ворота Казани. строителитатарстана.рус. Журнал «Строители Татарстана» (25 февраля 2016). Дата обращения: 24 марта 2025.
  9. 9,0 9,1 Николай Морохин. Крепость на колёсах. gudok.ru. Гудок (31 марта 2017). Дата обращения: 24 марта 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 Татьяна Юрыгина. Как создавался бронепоезд «Красный Татарстан». tatfront.ru. Виртуальный музей ВОВ РТ (12 февраля 2016). Дата обращения: 24 марта 2025.
  11. Рогожина, 2018, с. 7.

Литература

  • Г. А. Барышев. Трудовая слава. Очерк истории развития Юдинского железнодорожного узла. — Каз., 1995.
  • И. Н. Рогожина, Е. С. Ямбаршева. Юдино – 100 лет в пути. — Каз., 2018. — 32 с.