Контррельс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ко́нтррельс, или охра́нный рельс, контруголок — устройство на железной дороге для предотвращения схода поездов с рельсов, а также для корректировки направления движения колёсной пары при прохождении стрелочного перевода. Представляет собой дополнительный рельс, металлическую полосу или уголок, установленные внутри колеи рядом с основным рельсом, которые, входя в соприкосновение, удерживают колесо в заданном пространстве в случае его отклонения от траектории.

Контррельсы устанавливаются на кривых малого радиуса для обеспечения безопасности проходящего по ним поезда, а также для уменьшения подреза гребней колёсных пар и бокового износа у рельсов наружной нити[1].

Мост, оборудованный контруголками

Также контррельсами для безопасности оборудуют мосты. Делается это для того, чтобы тележки вагона в случае схода с рельсов не могли провернуться и пойти в сторону [1].

Контррельсами оборудуются пункты перестановки вагонов с колеи 1520 мм на 1435 мм, так как разница в 85 мм слишком мала, чтоб вместить одну колею в другую. Поэтому путь 1520 мм на всём протяжении оборудуют двумя контррельсами, которые удерживают тележки европейской колеи от схода или провала между ходовыми рельсами.

Изготовление контррельсов в Российской Федерации регламентировано ГОСТ Р 55497-2013 «Рельсы железнодорожные контррельсовые. Технические условия». Этот ГОСТ регламентирует изготовление прокатного профиля контррельсов типа РК50, РК65, РК75, а также прокатного профильного уголка контррельсового СП 850.[2]

Контррельс был также предложен на скоростных железных дорогах Японии Синкансэн для предотвращения схода поездов с рельсов в случае подземных толчков при землетрясениях[3][4]. Представляет собой стальную полосу на 17,4 сантиметра выше обычного рельса, установленную на внутренней стороне полотна так, что один из рядов колёс состава фиксируется с двух сторон.

Примечания

  1. 1,0 1,1 С. А. Рухман. Методические указания по курсу «Устройство и содержание пути метрополитена». — Москва, 1971. — С. 10-11. Архивировано 12 мая 2013 года.
  2. Родионов Сергей. Контррельсы на железнодорожном пути. ZDDOC.RU Железнодорожная документация. Дата обращения: 1 марта 2018. Архивировано 2 марта 2018 года.
  3. Мария Подольская. Скоростной поезд. Взгляд (1 марта 2006). Дата обращения: 17 января 2009. Архивировано 12 октября 2008 года.
  4. Андрей Фесюн. Железнодорожные линии Японии оснастят «третьим рельсом» (недоступная ссылка). РИАН (5 января 2006). Архивировано 11 февраля 2006 года. — в archive.org