Кокшетауская детская железная дорога

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кокшетауская детская железная дорога
каз. Көкшетау балалар темір жолы
Поезд «Юный Кокчетавец», ст. СинегорьеПоезд «Юный Кокчетавец», ст. Синегорье
Общая информация
Город Кокшетау
Количество станций 1 станция (Синегорье)
Обслуживание
Дата открытия 6 августа 1978
Дата закрытия 1996
Протяжённость 1,8 (кольцевая)
На сайте «ДЖД СССР»
53°15′55″ с. ш. 69°23′56″ в. д.HGЯO

Кокшета́уская де́тская желе́зная доро́га, сокр. (КДЖД) (каз. Көкшетау балалар темір жолы, латиница — каз. Kökşetau balalar temır joly) — ныне не существующая узкоколейная детская железная дорога (ДЖД) действовавшая в парке на южной окраине города у памятника борцам Революции в городе Кокшетау, Акмолинская область, Казахстан.

Самая северная детская железная дорога Казахстана.[1] Дорога имела форму неправильного кольца с одной станцией. Одна из 52 действовавших в СССР детских железных дорог.[2]

Колея железной дороги — 750 мм. Протяжённость — 1,8 км

Подвижной состав был представлен тепловозом ТУ2-041 и несколько вагонами ПВ40.

История

Общие данные

Внешние видеофайлы
Логотип YouTube Кокшетауская ДЖД
Логотип YouTube Кокшетауская ДЖД 1979 г.

Кольцевой путь ДЖД протяжённостью 1,8 км был проложен в парке на южной окраине города. В западной части кольца имелся причудливый изгиб — дорога огибала установленный в парке Памятник борцам Революции. Неподалёку от него и находилась единственная станция детской дороги, имевшая минимальное путевое развитие — всего одну стрелку и тупик на большом удалении от пассажирского перрона.

В качестве станционных построек использовались кузова ширококолейных пассажирских вагонов завода имени Егорова. Старых, ещё с винтовыми стяжками. В одном из них размещались пост дежурного по станции и класс для инструктажей и планёрок. Во втором — зал ожидания. У станции, прямо на главном пути была устроена смотровая канава. Учебный корпус детской дороги находился на другом конце города — рядом с железнодорожным вокзалом и стадионом «Локомотив».

Дорога продолжала работать до 1995 года. Зимой 1995—1996 годов юные железнодорожники ещё посещали кружки, но начала летней практики так и не дождались. Осенью 1997 года станционные постройки были сожжены дотла, все светофоры побиты. Спустя несколько лет началась разборка путей, и уже к 2001 году почти никаких следов детской железной дороги не осталось.

Подвижной состав

В своём распоряжении дорога имела несколько пассажирских вагонов PAFAWAG и тепловоз ТУ2. С момента открытия и до 1986 года это был ТУ2-204, впоследствии переданный в Курорт Боровое, на Щучинскую ДЖД. Позже ему на смену пришёл ТУ2-041 приписки депо Атбасар. Не исключено, что примерно в те же годы и польские вагоны PAFAWAG были заменены отечественными ПВ40. Поскольку ни депо, ни хотя бы навеса на детской дороге не было, весь подвижной состав с закрытыми фанерой окнами зимовал у платформы, прямо под открытым небом.

Поезд «Юный Кокчетавец»

Пассажирские вагоны имели собственные имена: «Юный Кокчетавец» и так далее. Окрашен в сине-голубой цвет, в составе было 3 вагона.

Станции и сооружения

  • Станция «Синегорье» — основная станция детской железной дороги. Находилась в северо-западной части ДЖД возле памятника борцам Революции.

См. также

Примечания

  1. Сутягин, Дмитрий Самая-самая …. www.dzd-ussr.ru. Дата обращения: 26 декабря 2013. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  2. Дмитрий Сутягин. Детские железные дороги. Список городов с ДЖД. Детские железные дороги СССР. История и современность. www.dzd-ussr.ru (2000-2015). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 6 октября 2014 года.

Литература

  • Особенности национальной командировки. Мемуары старого командировочного волчары. Том 2 / Михаил Уткин. — М., 2017. — 670 с.
  • Сутягин Д. В. Наши детские железные дороги. — М.: Железнодорожное Дело, 2008. — Т. 1. Детские железные дороги России. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-93574-031-1, 5-93574-034-6. Архивная копия от 26 января 2010 на Wayback Machine

Ссылки