Перейти к содержанию

Каменский, Анатолий Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анатолий Павлович Каменский
Место рождения Новочеркасск,
Область Войска Донского,
Российская империя
Дата смерти 23 декабря 1941(1941-12-23)
Место смерти Ухтижемлаг, Коми АССР, СССР
Род деятельности прозаик
Язык произведений русский

Анатолий Павлович Каменский (1876—1941) — русский, советский писатель, известный беллетрист начала XX века.

Биография

Из дворян. Сын чиновника низкого звания. Закончил астраханскую гимназию (1895) и поступил в Институт инженеров путей сообщения. Через 2 года он бросил учёбу и поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1902 году[1]. Поступил на службу в Министерство финансов[2]. В это же время он опубликовал ряд художественных произведений, посвящённых падению нравственности современного мещанства, идеализируя в противовес ему провинциальную мораль. Затем Каменский перешёл к фрейдизму, его произведения освещали открытие сексуальности, из-за чего критиковался за эротизм, переходящий в порнографию.

В 1911 году принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала». В 1913 году он также начал успешную карьеру киносценариста. Всего по его сценариям поставлено не менее 30 фильмов[3].

После революций Каменский эмигрировал в Берлин, где выпустил сборник рассказов о любви. В 1924 году он вернулся на родину, где занимался редактурой текстов советских писателей. В 1929 году принял участие в нашумевшей мистификации, сочинив в соавторстве текст «неизвестной» поэмы Н. Некрасова «Светочи» и подсунув его Демьяну Бедному, который опубликовал поэму в газете «Правда».

В мае 1930 года Каменский выехал в командировку в Берлин, где сразу дал интервью газете «Руль», в котором заявил о своём разочаровании советской властью и что вернётся «только тогда, когда ценность личности будет признана, когда каждому будет дана возможность заниматься своим трудом, словом — когда «они» перестанут существовать»[4]. Вскоре написал обширную статью о жизни в СССР: «невероятное хамство, взаимная озлобленность, подавленность — это внутренне, а внешне — грязь, беспорядок, нищета…»[5]. Из Берлина он перебрался в Париж, публиковал отрывки из романа «Свет во тьме». Его пьеса «Озорство» была поставлена в Русском зарубежном камерном театре (1932).

В 1934 году вернулся в СССР, не понеся ни малейшего наказания за «измену», и даже снова выезжал в командировку во Францию в 1935 году. Работал консультантом Союза советских писателей при книжных магазинах Литфонда. 3 сентября 1938 арестован по обвинению в шпионаже, в апреле 1939 постановлением Особого совещания при НКВД заключён в ИТЛ на 8 лет, в марте 1941 осуждён ещё на 10 лет за «клевету». Умер в декабре 1941 года в посёлке Ветлосян. Реабилитирован в 1957.

Библиография

Романы и повести

  • Две любви [1899]
  • Люди [1908]

Рассказы

  • Капкан [1901]
  • Дурак [1910]
  • Идеальная жена [1910]
  • Поручик Амурчик [1910]
  • Сватовство [1910]
  • Леда [1906]
  • Солнце [1906]
  • Четыре [1907]
  • Законный брак
  • Утро [1909]
  • Хороший знакомый [1910]
  • Мимоза [1910]
  • Почтенный дом [1910]
  • Умная книга [1910]
  • Зверинец [1911]
  • Микроб легкомыслия [1912]
  • Поэзия и проза [1912]
  • Настурции [1913]
  • Мой гарем [1923]
  • Женщина [1923]
  • Ничего не было [1908]
  • Нервы [1897]
  • Королева [1901]
  • На даче [1901]
  • Степные голоса [1901]
  • Без огня [1903]
  • Чудовище [1903]
  • Ольга Ивановна [1903]
  • Жасмины [1903]
  • Белая ночь [1906]
  • Преступление [1908]
  • Исторический переворот [1909]
  • Добрый принц [1912]
  • Панафида [1912]
  • Жизнь во сне [1912]
  • Княжна Дуду [1913]
  • Петербургский человек [1913]
  • Случайность [1913]
  • Мистер Вильям, пора! [1914]
  • Сны [1914]

Критика

В своей книге «Текущий момент и текущая литература» (1908) критик и публицист Л. Войтоловский пишет о Каменском: «Половой вопрос — это кардинальный вопрос всего бытия его героев. Им определяются все их индивидуальные черточки, все сокровенные побуждения, вся тяжкая путаница в мыслях и в окружающей жизни. И в минуты отвлеченной работы мысли, когда мозг возбужден и ясен и логично, размеренно работает с «убийственно-равнодушной правильностью какого-то чуждого механизма», как напр. у студента Кузьмина в рассказе «Диплом», и во время будничных и самых незначительных столкновений с женщиной («Игра») — человек находится под скрытым давлением полового инстинкта»[6].

Издания

  • Степные голоса. СПб., 1903. (рассказы)
  • Солнце. СПб., 1908. (рассказы)
  • Рассказы: В 3 т. СПб.: Товарищество «Екатерингофское печатное дело», 1909.
  • Легкомысленные рассказы. СПб.: Тип. «Север», 1910. (рассказы)
  • Люди. СПб.: Прогресс, 1910. — 202 с. (роман)
  • Зверинец. СПб., 1913. (рассказы) (переиздание — М.: Ладья, 1917)
  • Княжна Дуду. СПб.: Прогресс, 1914. — 222 с. (рассказы)
  • Леда. М., 1918. (рассказы)
  • Ничего не было. М., 1918. (рассказы)
  • Мой гарем. Рассказы о любви. Берлин: Изд. Товарищества И. Благов, 1923. — 280 с.
  • Белая ночь. М.; Л., 1928. (рассказы)
  • Петербургский человек: Повести и рассказы (1905—1915). М.: ГИХЛ, 1936. — 256 с. — 5 000.
  • Каменский А., Мой гарем: Сборник. M.:XSPO, 2021.

Избранная фильмография

Примечания

  1. Русские писатели, 1992, с. 453.
  2. Короткий, 2009, с. 174.
  3. Короткий, 2009, с. 176.
  4. Моя «пятилетка» (Беседа с Ан. Каменским) // Руль № 2880, 18 мая 1930
  5. Моя пятилетка: Впечатления Каменского // Новое русское слово № 6334, 31 мая 1930
  6. Войтоловскій, Л. Текущій моментъ и текущая литература (Къ психологіи современныхъ общественныхъ настроеній). – СПб.: Издательство «Зерно» (Типографія В.Безобразова и К°), 1908. – 48 с.

Литература