Казаков (фамилия)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Казако́в (Козако́в, Коза́к) — интернациональная фамилия образована от прозвища или представителя народности. Она достаточно распространённая. Например, в Москве, в конце ХХ века жило около 650 семей с фамилией Казаковы[1][2].

Происхождение фамилии

Слово «казак» тюркского происхождения. Его первоначальное значение «отделившийся, отложившийся от своего рода». Следует заметить, что ведшие кочевой образ жизни тюркские народы отличались строгой родоплеменной организацией. Некоторые люди тяготились этим, выходили из своего рода, формировали небольшие отряды, участвовавшие в военных действиях. В русских грамотах слово «казак» встречается с 1395 года[1].

На севере в XIX веке, «казаками» называли «вольнонаёмных работников». В украинском языке корень фамилии обозначает представителя воинства, а так же употребляется в значении «молодой парень», «отважный человек», «молодéц» (как похвала)[1].

Во всех остальных случаях, корень фамилии следует искать в происхождении казачества как явления.

По словам историка Арнольда Дж. Тойнби:

Разбросанные на огромной территории казацкие общины, которые — перед своей гибелью в огне Русской коммунистической революции 1917 года — заселяли полосу, что тянулась через всю Азию, от Дона до Уссури, происходили от одной материнской общины — сечевого общества днепровских казаков.[3]

По мнению казацкого историка Савельева, потомки покинувшего в IX−XII веках Дикое Поле славяно-казацкого населения перебрались в Новгородскую землю и занимаясь ушкуйничеством, переселились на Вятку, составив население вечевой республики вятских (хлыновских) ушкуйников, существовавшей в XII−XV вв.[4][5][6].

Помимо традиционных казачьих войск, так же были городовые казаки. Городовые казаки в XIV — XVII вв. проживали в таких городах как Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Ряжск, Курск, Данков, Чернь, Одоев, Лихвин, Ефремов, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Орёл, Кромы, Мценск, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль, Нижний Новгород, Муром, Мещёра, Касимов, Рязань, Кашира, Тула, Серпухов и Звенигород.[7] Городовые казаки входили в состав Новгородского разрядного полка (луцкие, новгородские, псковские, ладожские). В русских летописях упоминается Юрий Филиппович Козачкович, псковский посадник в 1406—1407 гг., а так же его отец Филип Козачкович (Казачкович). С. М. Соловьёв в «опись городам, ведомым в разряде, в 1668 г.» указывает следующее: «В Новгороде Великом: …новгородских пеших козаков 150».[8] В XVIII веке часть городовых казаков вошла в состав полков иноземного строя, часть были переведены в государственные крестьяне и однодворцы. Остатки бежали на Дон, Запорожье, Яик и Кавказ. Подобная же история произошла и с северскими казаками. Таким образом, люди вышедшие из казачьего состояния, могли получить эту фамилию. В Удмуртии, в деревне Степанёнки, жители утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. На основе архивных данных в 1928 году в деревне Степанёнки был 21 двор, в количестве 99 человек. Все жители деревни носили фамилию Казаковы[9]. Из подобной среды, судя по всему, вышел и Матвей Фёдорович Казаков, 17381812, русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Отдельные городовые казачьи полки и команды существовали до конца XIX века, потом они были включены в казачьи войска.

В Мещёре, отождествлялось два, казалось бы, разных понятия «татары» и «казаки». Простые татары у русских назывались казаками, да и сами они себя тоже называли казаками[10]. На Нижегородчине к примеру, носители фамилии компактно проживают на юге области и в самом Нижнем Новгороде — где проходила засечная черта с казачьим населением[11][12]. Их предки были переселены в XVI—XVII вв. на данные земли из Мещёры и с Волги (волжские казаки). Об одном таком факте пишет Василий Татищев, что в 1554 году этапируются мещёрские казаки с Волги, разбойничавшие в этих местах. Арзамасские воеводы и стольники активно занимались привлечением на службу волжских атаманов и казаков, состоявших в основном из татар. В этом деле особую активность проявляли арзамасские воеводы И. В. Измайлов, Бутурлин, В. Я. Кузьмин, Г. Родионов. Известно, что в 1587 году к волжским казакам и атаманам выезжал И. В. Измайлов. Они же занимались расселением прибранных людей по уезду. В частности, Измайлов вместе с Бутурлиным разъезжали по уезду в поисках пустошей по Залесному стану уезда. Именно от этих переселённых людей, возникла фамилия в этом месте. Известен наместник Курмышского уезда новокрещённый татарин Казаков — предок князей Шейсуповых[13]; первый в истории человек носящий эту фамилию. Князья Шейсуповы имели родовое село Казаково в Арзамасском уезде. Эти казаки, активно участвовали в защите и расширении государственных границ[2]. Мещёрские казаки (татары-мишари), главным образом, являются потомками буртасов[14][15], одного из аланских племён[16]. Именно мещёрские казаки в XV веке начав переселяться на Дон, образовали Войско Донское. Историк Василий Татищев о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из двух мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены».

О татарском происхождении волжских казаков свидетельствует тот факт, что к ним царские воеводы официально обращались на татарском языке. Грамота князя Одоевского к волжским казакам в 1614 году была написана татарским письмом и послана с толмачом Сафоном Огарковым. Адресована она была «Великой Российской державы и Московской области оберегателям Волжским и Терским и Яицким атаманам и молодцам всему великому войску»[17]. В. В. Вельяминов-Зернов в «Исследовании о касимовских царях и царевичах» объясняет термин «казак», встречающийся в документах соответствующего времени, как «простой татарин»: «Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских казаками, да и сами они называли себя казаками».[18]

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что[19]:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Говоря о казаках казанских, стоит упомянуть и Казаковскую мечеть в Казани, построенную в 1876 году на средства татарского купца Мухамметзяна Казакова.[20]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Доктор филологических наук А. Суперанская // Из истории фамилий // Наука и жизнь. — 2008. — № 7. Дата обращения: 8 февраля 2013. Архивировано 15 августа 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Доктор филологических наук А. Суперанская // Фамилии, образованные от древнерусских имён и прозвищ // Наука и жизнь. — 2004. — № 5. Дата обращения: 11 февраля 2013. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  3. Тойнбі, Арнольд. Дослідження історії. Том 1./Пер. з англ. В. Шовкуна.— К.: Основи, 1995.— С. 124
  4. Савельев Е. П., 1918, Гл. VIІ. Казаки Азовские, Белгородские и Новгородские повольники..
  5. Савельев Е. П., 1915, Ч. II. — Гл. ІV..
  6. Савельев Е. П., 2007.
  7. Савельев Е. П. Племенной и общественный состав казачества. Временные казачьи войска — движение казачества на восток. Покорение Сибири. Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 3. Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано 20 сентября 2013 года.
  8. Сергей Михайлович Соловьев // История России с древнейших времен. Том 13. Дополнения — № 109.. Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано 30 июля 2013 года.
  9. Степанёнки — деревня в Кезском районе Удмуртской Республики. Дата обращения: 1 июля 2013. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  10. Орлов А. М. // Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Мещера — прародина нижегородских татар. Иски-юрт Мещера.. Дата обращения: 29 июня 2013. Архивировано 28 января 2021 года.
  11. Савельев Е. П. // Племенной и общественный состав казачества. Временные казачьи войска — движение казачества на восток. Покорение Сибири. Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. — стр. 3. Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано 20 сентября 2013 года.
  12. Смирнов, Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII—XVIII веков. — Горький, 1971. — С.280-282
  13. Орлов А. М. // Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Татары-мишари в Пьянско-Сурском районе. К истории возникновения современных татарских селений.. Дата обращения: 29 июня 2013. Архивировано 28 января 2021 года.
  14. Орлов А. М. Мещера, мещеряки, мишари. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1992.
  15. Р. Г. Мухамедова Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1972.
  16. Афанасьев Г. Е. Буртасы и лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры // Советская этнография. — 1985. № 3.
  17. Орлов А. М., 2001, Гл. 6. Татары-мишари в Арзамасском крае [1]; [2].
  18. Вельяминов-Зернов В. В., 1863, С. 74.
  19. Орлов А. М., 2001, Гл. 4. Мещера – прародина нижегородских татар [3]; [4].
  20. Короткий век Казаковской мечети / Р. Салихов // Время и деньги. — 20.01.2005. Дата обращения: 22 декабря 2022. Архивировано 1 июля 2022 года.