КамАЗ-5320

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «КАМАЗ-5320»)
КамАЗ-5320
Общие данные
Производитель КамАЗ
Годы производства 1976 — настоящее время
Сборка

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Камский автомобильный завод (Набережные Челны, СССР)
Россия

Камский автомобильный завод (Набережные Челны,Российская Федерация)
Класс Тяжёлый
Дизайн
Тип кузова Кабина над двигателем
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 6 × 4
Двигатель
КамАЗ-740.10
Общие данные
Производитель КамАЗ
Тип дизельный
Ресурс 400 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 154 кВт (210 л. с.), при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 637 Н·м, при 1500...1800 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Объём 10 850 см3
Цилиндров 8
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 120 мм
Ход поршня 120 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ алюминий
Степень сжатия 17
Питание
Рекомендованное топливо ДТ
Охлаждение жидкостное
Система питания дизель
Трансмиссия
Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 5,94. Могут быть также 5,43; 6,53; 7,22
Модификации кузова
Массово-габаритные характеристики
Длина 7435 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2630 (без тента)
Колёсная база 3190+1320 мм
Масса 7080 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 80-100 км/ч
На рынке
Связанные КамАЗ-5410, КамАЗ-5511, КамАЗ-53215, КамАЗ-4310, ГКБ-8350, ГКБ-8355
Похожие модели ЗИЛ-133ГЯ, КрАЗ-6510, LIAZ 100
Другая информация
Грузоподъёмность 10 000-20 000 кг
Расход топлива 34 л/100 км
Объём бака 210 л
Дизайнер Лев Самохин, Александр Сетранов, Всеволод Вязьмин, Георгий Фест
Модификации
Предшественник
ЗИЛ-170
Преемник
КамАЗ-53215, КамАЗ-6520

КамАЗ-5320 — советский и российский трёхосный бортовой крупнотоннажный грузовой автомобиль семейства первого поколения с колёсной формулой 6 × 4, выпускавшийся Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 1976 г. Стал первой по счёту моделью автомобиля под маркой КамАЗ. Предназначен в том числе и для постоянной работы автопоездом с прицепом. Кузов — металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами и тентом. Кабина — трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд, оборудована местами крепления ремней безопасности. Основной прицеп — ГКБ-8350 того же типоразмера.

История создания

Прототип будущего КамАЗ-5320 разрабатывался на ЗИЛе и назывался ЗИЛ-170. Первый ЗИЛ-170 построен в 1968 году. На нём стоял двигатель Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-170 прошёл первые испытания на участке Углич — Рыбинск.

С принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» было принято решение перенести дальнейшую разработку и последующую сборку ЗИЛ-170 на КамАЗ. Тогда же название машины поменяли на КамАЗ-5320. Первый опытный КамАЗ-5320 сошёл с конвейера в 1974 году. В 1975 году на заводе началось производство и двигателей КамАЗ-740.

Первые серийные КамАЗы сошли с конвейера 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии украсили лозунгом «Наш подарок XXV съезду КПСС».

На базе КамАЗ-5320 созданы седельный тягач КамАЗ-5410, самосвал КамАЗ-5511, удлинённый бортовой грузовик КамАЗ-53212, шасси КамАЗ-53213, а также семейство двухосных аналогов (удлинённый КамАЗ-5325 и базовый КамАЗ-4325 бортовые, самосвал КамАЗ-43255, седельный тягач КамАЗ-4410). Производство первых двух моделей семейства 5320 началось в 1977 году, остальных — позже. Все модели этого семейства имели схожую конструкцию и во многом унифицированы.

Конструкция автомобиля КамАЗ-5320

Общая компоновка КамАЗ-5320 характерна для грузовых автомобилей того времени. Трёхместная кабина автомобиля располагается над двигателем и при помощи торсионного механизма откидывается вперёд, открывая доступ к двигателю. Двигатель, сцепление и коробка передач образуют единый силовой агрегат, установленный на передних, задних и поддерживающей опорах.

Двигатель и трансмиссия

На КамАЗ-5320 устанавливались четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые дизели КамАЗ-740.10 объемом 10850 см³ мощностью 210 л. с., при максимальном числе оборотов 2600 в минуту. На дизелях КамАЗ-740 применены конструктивные решения, которые на тот момент были новы для отечественного автомобилестроения или ещё не находили широкого применения, например, азотированный коленчатый вал или полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой. Автоматический контроль за правильностью работы системы охлаждения осуществляют гидромуфта в приводе вентилятора и два термостата. Система охлаждения сделана закрытой и рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости «Тосол». Введена система очистки воздуха с фильтром сухого типа и автоматическим отсосом пыли из фильтра посредством эжектора, действующего за счёт энергии отработавших газов. Среди других новшеств можно отметить коллоидно-графитовое покрытие юбок поршней, съёмные металло-керамические направляющие втулки для клапанов, молибденовое покрытие нижнего поршневого кольца, активно-реактивный глушитель шума выпуска. Пожар 14 апреля 1993 года разрушил Завод двигателей КамАЗ, из-за чего выпуск двигателей КамАЗ-740 был временно прекращён. В связи с этим до момента восстановления работы завода в декабре 1993 года на автомобили семейства КамАЗ устанавливались дизельные двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л. с.

В силовых агрегатах КамАЗ-5320 использованы двухдисковые сцепления. В гидравлическом приводе механизма управления сцеплением имеется пневмоусилитель, облегчающий пользование педалью. Коробка передач — пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвёртой и пятой передачах. Управление коробкой — дистанционное, с механическим приводом. Особенность трансмиссии тягача КамАЗ — делитель (мультипликатор) — дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная после сцепления перед основной коробкой. Одна передача делителя сделана прямой, а вторая — повышающей. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода.

Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках с постоянным запасом смазки.

Главная передача ведущих мостов сделана двойной: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических косозубых шестерён. В среднем мосте установлен блокируемый симметричный межосевой дифференциал.

Подвеска

Рессоры передней подвески (полуэллиптические, со скользящими задними концами) работают совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Её рессоры тоже полуэллиптические, со скользящими передними и задними концами. Листы рессор имеют Т-образное сечение.

Колёса и шины

Автомобиль оснащался бездисковыми колёсами со съёмными бортовыми и замочными кольцами. Шины — радиального типа, 12-слойные, размером 260—508Р (9,00-20), обычно — с универсальным рисунком протектора.

Тормоза

КамАЗ-5320 снабжён несколькими системами тормозов: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Тормозные механизмы всех колёс — барабанного типа, с двумя колодками. Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, с раздельным действием для колёс передней оси и колёс задней тележки. На стоянке автомобиль удерживается тормозными механизмами колёс задней тележки, которые в этом случае приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов. Механизмы вспомогательного тормоза установлены в приёмных трубах глушителя. Их действие основано на создании противодавления в системе выпуска газов посредством заслонок, перекрывающих проходные сечения. При аварийном отказе одной из основных систем автомобиль можно остановить запасным стояночным тормозом. Рабочими тормозами водитель управляет, нажимая на педаль, связанную рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Справа от сиденья водителя расположен кран с рукояткой стояночного тормоза. Запасная система включается вместе со стояночной, а вспомогательная — при помощи кнопочного включателя, расположенного на полу кабины под рулевой колонкой.

Рулевое управление

Рулевое управление включает в себя гидроусилитель, объединённый с рулевым механизмом.

Прицепное устройство

В задней части рамы находится буксирное приспособление с двусторонней амортизацией. Оно рассчитано на постоянную работу с прицепом общим весом до 11,5 тонн.

Технические характеристики

  • Колёсная формула — 6 × 4
  • Габаритные размеры
    • Длина, м — 8,395
    • Ширина, м — 2,500
    • Высота, м — 2,830
    • База задней тележки, м — 1,320
    • Колея передних колёс, м — 2,010
    • Колея задних колёс, м — 1,850
    • Наименьший дорожный просвет, см — 34,5
    • Погрузочная высота, м — 1,370
  • Весовые параметры и нагрузки, а/м
    • Снаряжённая масса а/м, кг — 7080
    • Грузоподъёмность а/м, кг — 8000
    • Максимальная масса буксируемого прицепа, кг — 11500
    • Полная масса, кг — 15 305/ автопоезда кг - 26805
  • Двигатель
    • Модель — КамАЗ-740.10
    • Тип — дизельный атмосферный
    • Мощность, л. с. — 210 или 180
    • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
    • Рабочий объём, л — 10,85
    • Объём системы смазки, л – 28
  • Коробка передач
    • Тип — механическая пятиступенчатая с двухступенчатым делителем (5*2)
    • Сцепление — сухое двухдисковое
  • Кабина
    • Тип — расположенная над двигателем.
    • Исполнение — без спального места
  • Колеса и шины
    • Тип колёс — бездисковые
    • Тип шин — пневматические, камерные
    • Размер шин — 9.00R20 (260R508)
    • Рисунки протектора - Ромб и Гусиная лапка.
  • Платформа
    • Платформа бортовая, с металлическими откидными бортами
    • Внутренние размеры, мм — 5200х2320
  • Общие характеристики
    • Максимальная скорость, км/ч — 80-100
    • Средний расход топлива для автопоезда, л/100 км — 35
    • Запас топлива, л — 170
    • Угол преодолеваемого подъёма, не более, % — 30
    • Внешний габаритный радиус поворота, м — 9,3
    • Тормозной путь для автопоезда с полной нагрузкой со скорости 40 км/ч, м — 21

В игровой и сувенирной индустрии

Советская модель 1:43 автомобиля КамАЗ-5320

Казанским объединением «Элекон» (раннее — «Арек») и китайской фирмой «Технопарк» выпускаются масштабные модели КамАЗ-5320 в масштабе 1:43. Модели изготавливаются из металла и белого пластика. Также, КамАЗ-5320 (в различных исполнениях) присутствует в компьютерной игре Workers & Resources: Soviet Republic.

КамАЗ-53208

КамАЗ-53208советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль, разработанный на базе КамАЗ-5320, от которого отличается наличием газодизельного двигателя. Производство серийной модели начато в 1987 году в Набережных Челнах — впервые в мире началось серийное производство газодизельной автотехники[1].

Технические характеристики

Двигатель — газодизельный, КамАЗ-7409.10
Коробка передач — механическая 10-ступенчатая
Сцепление — фрикционное, сухое, двухдисковое
Максимальная скорость — не менее 90 км/ч
Колеса — бездисковые (7-20)
Шины — 9-20 Р
Платформа с откидными металлическими боковыми и задним бортами, настил пола деревянный.

КамАЗ-55102

КамАЗ-55102советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль-самосвал и шасси для сельскохозяйственных автомобилей производства Камского автомобильного завода.

Описание

Серийное производство КамАЗ-55102 стартовало в 1980 году[2]. За основу были взяты автомобили КамАЗ-5320 и КамАЗ-5511[3]. Двигатель и трансмиссия у автомобиля — собственного производства. Изначально мощность двигателя составляла 210 л. с., позднее её увеличили до 240 л. с.[4][5][6][7]

Принципиальное отличие от КамАЗ-5511 — кузов, поднимаемый влево или вправо. Грузовая платформа — прямоугольная, с плоским дном. Кузов вмещает в себя 7 тонн груза. Всё это позволяет автомобилю эксплуатироваться в сельском хозяйстве.

Производство автомобиля КамАЗ-55102 было заморожено в 2014 году, на смену пришёл автомобиль КамАЗ-45143.

Изображения

Примечания

  1. КамАЗ 5320. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 6 февраля 2019 года.
  2. Справочник : КамАЗ-5511 ( каталог 2003г.) (5511, 55111)- описание, характеристики, история.. www.autoopt.ru. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  3. КамАЗ-55102 технические характеристики, цена и фотографии. wikitrucks.ru. Дата обращения: 13 января 2022. Архивировано 13 января 2022 года.
  4. КАМАЗ 55102 , самосвал КамАЗ 55102 : технические характеристики КамАЗ 55102 (недоступная ссылка). web.archive.org (16 сентября 2016). Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  5. КамАЗ-55102: технические характеристики (рус.) ? (10 января 2018). Дата обращения: 13 января 2022. Архивировано 13 января 2022 года.
  6. КамАЗ 55102 - технические характеристики сельхозника: грузоподъемность, расход топлива, фото | ГРУЗОВИК.БИЗ. gruzovik.biz. Дата обращения: 13 января 2022. Архивировано 15 января 2022 года.
  7. Александр Стёпченко. КамАЗ-55102 Сельхозник технические характеристики, двигатель и расход топлива, размеры и кабина (рус.) ? (28 февраля 2019). Дата обращения: 13 января 2022. Архивировано 13 января 2022 года.

Ссылки