Иринарх (Синеоков-Андриевский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иринарх (Синеоков-Андреевский)»)
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Иринарх и фамилией Синеоков-Андриевский.
Архиепископ Иринарх
Архиепископ Иринарх
Архиепископ Пермский и Соликамский
1931 — 1 марта 1933
Предшественник Варлаам (Козуля)
Преемник Глеб (Покровский)
Епископ Якутский и Вилюйский
1928 — 1931
Предшественник Синезий (Зарубин)
Преемник неизвестно
Епископ Великоустюжский и Усть-Вымский
27 июня 1925 — март 1927
Предшественник Варсонофий (Вихвелин)
Преемник Софроний (Арефьев)
временный управляющий
Подольским викариатством
октябрь — декабрь 1924
Предшественник Петр (Полянский)
Преемник Серафим (Силичев)
Епископ Тюменский,
викарий Тобольской епархии
1922 — 1925
временный управляющий
Тобольской епархией
июль 1918 — 1920
Предшественник Гермоген (Долганёв)
Преемник Николай (Покровский)
Епископ Берёзовский,
викарий Тобольской епархии
16 июля 1917 — 1922
Предшественник Ефрем (Рязанов)
Преемник Иоанн (Братолюбов)

Имя при рождении Иван Дамианович Синеоков-Андриевский
Рождение 13 (25) сентября 1871(1871-09-25)
Екатеринослав
Смерть 1 марта 1933(1933-03-01) (61 год)

Архиепископ Иринарх (в миру Иван Дамианович Синеоков-Андриевский[1]; 13 [25] сентября 1871, Екатеринослав — 1 марта 1933) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Пермский.

Биография

Родился 13 (25) сентября 1871 года в Екатеринославе в дворянской семье.

Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия[1]. 11 августа был рукоположён в сан пресвитера и определён священником домовой церкви Екатеринославского арестантского исправительного отделения[2]. Состоял также членом Екатеринославской духовной консистории и преподавателем Закона Божия.

С 11 августа 1898 по 1 августа 1899 года — законоучитель Закавказской учительской гимназии и Гори-Анастасинской женской гимназии в городе Гори Тифлисской губернии[2].

С 1 августа 1899 по 1 ноября 1900 года — священник первой миссионерской Покровский церкви в Тифлисе (ныне Тбилиси)[2].

1 ноября 1900 года перемещён в Екатеринославскую епархию и назначен законоучителем Александровского среднего механико-технического училища[2].

1 июля 1903 года был вновь назначен законоучителем Закавказской учительской гимназии и Гори-Анастасинской женской гимназии в Гори[2].

1 августа 1906 года переведён в Саратовскую губернию, но 1 ноября того же года возвращён на прежнее служение в Гори[2].

В 1910 году принял монашество с именем Иринарх.

С 11 января 1911 года — инспектор Якутской духовной семинарии в сане игумена[2].

26 августа 1913 года был переведён ректором Таврической духовной семинарии и 8 сентября того года возведён в сан архимандрита[2]. Архиепископ Антоний (Храповицкий) направлял к архимандриту Иринарху заграничных воспитанников — турецких, сербских, болгарских, которых тот устраивал в семинарию.

16 июля 1917 года в Петрограде хиротонисан во епископа Берёзовского, викарий Тобольской епархии. 20 июля 1917 года епископ Иринарх возвратился в Симферополь. В тот же день в кафедральном соборе города ему была устроена торжественная встреча. 27 июля он отбыл из Крыма к месту своей новой службы в Тобольск[3]. Епископ Ермоген (Долганёв) подарил епископу Иринарху свою панагию.

После убийства 16 июня 1918 года епископа Гермогена встал во главе Тобольской епархии[4].

С приходом в июне 1918 года в Сибирь Белой армии сибирское духовенство во главе с епископом Иринархом признало власть Белого правительства[4].

2 (15) августа 1918 году епископ Иринарх в сослужении сонма духовенства в присутствии военных и гражданских представителей Сибирского правительства и множества молящихся совершил чин погребения Гермогена (Долганёва)[5].

В ноябре 1918 года был избран членом Временного высшего Церковного управления Сибири на Сибирском церковном совещании в Томске[2].

По благословению епископа Иринарха в 1919 года в приходах собирали средства на нужды Сибирской армии, оказывали помощь продуктами и одеждой фронту. В июне 1919 года в Сибири повсеместно проходили празднования годовщины победы Белой армии в регионе, и Церковь принимала прямое участие в этих мероприятиях[4].

C потерей Белой армией основных позиций и стремительным отступлением её на восток, опасаясь расправ красноармейцев, епархиальное руководство поставило на обсуждение вопрос об эвакуации клира и наиболее ценного церковного имущества. В августе — сентябре 1919 года из Тобольской епархии эвакуировалась значительная часть духовенства во главе с епископом Иринархом, члены епархиального совета, преподаватели Тобольской духовной семинарии[4].

В конце 1919 года в Западной Сибири вновь была восстановлена власть советского правительства. После четырёхмесячного тюремного заключения епископ Иринарх в статье «Правда о большевиках из уст служителя церкви. Беседа с Тобольским епископом Иринархом» признавался, что «духовенство с ужасом ждало прихода красных… Но красные войска, заняв Тобольск, никого из духовенства не тронули», в городе сохранялись мир и спокойствие. Епископ Иринарх выразил свою радость, что советская власть перешла от разрушения к строительству, поскольку считал идеалом союз автономной Церкви и христианского государства, исключающий возможность насилия с одной и другой сторон[4].

После начала кампании изъятия церковных ценностей призвал верующих Тюменской губернии: «не допустите, чтоб скорбь ваша перешла в грех… с покорностью, спокойствием и благоразумием отнестись к… отобранию излишка ценностей»[6]. Изъятие ценностей вызвало в народе недовольство. Осведомители губотдела ГПУ сообщали: «Между архиепископом Николаем (Тобольским) и епископом Иринархом (Тюмень) по вопросу изъятия ценностей замечается резкое расхождение, не переходящее до сих пор в открытый антагонизм… Епископ Тюмени Иринарх сохраняет открытую оппозицию власти. Среди части жителей г. Тюмени распространяются слухи, что Иринарх воззвание по изъятию ценностей не подписывал…»[7].

Арест епископа Иринарха совпал с окончанием операции по изъятию церковных ценностей: «По состоянию на 5 мая 1922 года изъято всего ценностей в Тюмени из 8-ми церквей <…>: серебра — 52 пуда 30 фунтов; золота — пять фунтов и ценных камней — 1609, из них бриллиантов — 195…». С мая 1922 года находился в Москве без права выезда, был привлечён к суду за «сокрытие ценностей» Тюменского монастыря и осуждён: «… В начале сентября 22 года губотделом в Троицком монастыре были обнаружены скрытые ценности в виде серебряных риз до 9 пудов веса. Активное участие в сокрытии ценностей принимал заключенный в Рабдоме епископ Иринарх, который через некоторое время за это преступление был судим и приговорен к 7-ми годам заключения…»[7]. Продолжал числиться епископом Тюменским.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

Проживая в городе Сычёвка Смоленской епархии, подал патриаршему местоблюстителю митрополиту Петру прошение: «прошу благословения Вашего Высокопреосвященства пожить и послужить мне в г. Великом Устюге и др[угих] приходах Северо-Двинской епархии», на что митрополит Петр 27 июня 1925 года наложил резолюцию: «Благословляется Преосвященному епископу Иринарху иметь попечение и заботы о православных приходах Велико-Устюжской епархии»[8].

По данным митрополита Мануила (Лемешевского), до приезда епископа Иринарха в Великий Устюг обновленцы пользовались там большим влиянием. Епископу Иринарху, присланному митрополитом Крутицким Петром, чтобы исправить положение, пришлось проводить усиленную работу с верующими, объясняя, почему невозможно примирение с обновленцами на выставленных ими условиях и участие в Соборе 1925 года. В результате его трудов православные отказались от участия в Соборе и даже не приняли делегацию от епархиального съезда[9].

В марте — сентябре 1927 года проживал в Шайтанке Тагильского округа (вероятно, в ссылке). С сентября 1927 по февраль 1928 года находился в ссылке в Краснококшайске Марийской автономной области[10].

Был назначен епископом Якутским, куда прибыл в июле 1928 года. В Якутии при нём была сложная обстановка, связанная с т. н. «ксенофонтовщиной», сменой партийно-советского руководства, ликвидацией общества «Саха Омук», закрытием Троицкого кафедрального собора города Якутска по решению Якутского ЦИК с последующим расстрелом архимандрита Серафима (Винокурова) и пятерых священников[2].

В 1930 году по болезни из Якутска выезжал в Мариуполь. Заезжал к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), от которого в 1931 году получил направление в Пермскую епархию.

23 декабря 1931 года был арестован в Перми. Проходил по групповому «делу архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г.» Обвинялся в активном членстве в «к[онтр]/р[еволюционной] церковно-монархической повстанческой организации „Союз Спасения России“.» 14 мая 1932 года особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР был приговорён к пяти годам концлагерей.

По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) скончался 1 марта 1933 года, обстоятельства смерти неизвестны[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Выпускники Киевской духовной академии 1823—1869, 1885—1915 гг. Архивная копия от 6 января 2015 на Wayback Machine см. Выпуск 1897 года
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Юрганова И. И.  Епископы Якутии. — Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. — 124 с. — ISBN 978-5-9931-0118-7.
  3. Катунин Ю. А. Православие Крыма в годы Первой мировой и Гражданской войны (1916—1920 гг.) / рец.: Н. Е. Дементьев, П. И. Гарчев. — 2000. — С. 18. — 86 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Дронова В. В. К вопросу о взаимоотношениях государства и Русской православной церкви в Тобольской епархии в 1917 г. — конце 1930-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — № 4—1 (76).
  5. Дамаскин (Орловский), игумен ПАТЕРИК НОВОКАНОНИЗИРОВАННЫХ СВЯТЫХ. Священномученик Гермоген (Долганев), Епископ Тобольский и Сибирский *25 апреля 1858 — †16/29 июня 1918 Архивная копия от 1 марта 2016 на Wayback Machine // Альфа и Омега. — 2000. — № 3 (56).
  6. Борисова В. В. Изъятие церковных ценностей из православных храмов Тюменской губернии в 1922 году Архивная копия от 1 марта 2016 на Wayback Machine // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 28 (166). — С. 145.
  7. 7,0 7,1 Петрушин А. Тайна улицы Ленина Архивная копия от 22 мая 2017 на Wayback Machine // Тюменский курьер. — 6.11.2009. — № 204 (2736); 7.11.2009. — № 205 (2737); 10.11.2009. — № 206 (2738)).
  8. Документы Патриаршей канцелярии 1925—1926 годов Архивная копия от 3 ноября 2021 на Wayback Machine // Вестник церковной истории. — 2006. — № 1—2. — C. 58.
  9. Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893-1965: Bio- Bibliographie Lehrstuhl für Geschichte und Theologie des christlichen Ostens an der Theologischen Fakultät der Universität Erlangen-Nürnberg, 1986 - 441 стр.
  10. 10,0 10,1 Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?: к истории самозванчества в России XX века, Часть 2 Институт истории и археологии УрО РАН

Литература

  • Петрушин А. А. Епископ Иринарх Синеоков-Андриевский: «Я терпимо относился ко всякой гражданской власти, в том числе и к советской» // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1992. — Вып. 4. — С. 30-40.
  • Темплинг В. Я. Православная Церковь Тюменской губернии в первые годы строительства Советской власти (1921—1923 гг.): (По материалам Госархива Тюменской области) // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1994. — Вып. 7. — С. 43-66
  • Чернышов А. В. Агония духовной слепоты: («Демонический поход» большевиков против правосл. Церкви в Тюменском крае, 1921—1923 гг.) // Религия и церковь в Сибири: сб. науч. статей и документов. — Тюмень, 1994. — Вып. 7. — С. 67-74
  • Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ в. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. 1999. — С. 332—349
  • Никитин Д. Н. Иринарх (Синеоков-Андреевский) // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVI : «Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин». — С. 416-417. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.
  • Косик О. В. Страшный и ответственный путь служения христу в сане епископа… (служение епископа Иринарха (Синеокова-Андреевского) в Тобольской епархии) // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. — № 7. — С. 101—118.

Ссылки