Звон. Колокольня Ивана Великого
| | |
| Аристарх Васильевич Лентулов | |
| Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915 год | |
| Холст, масло, бронзовая краска, серебро, тиснёная фольга на бумаге. 211 × 230,5 см | |
| Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
| инв. Ж-687 | |
«Звон. Колокольня Ивана Великого» — картина русского художника Аристарха Васильевича Лентулова из собрания Государственной Третьяковской галереи.
В кубофутуристической манере изображена колокольня Ивана Великого с Успенской звонницей в Московском Кремле, вид со стороны Ивановской площади. Два звонаря бьют в главный колокол Успенской звонницы. Картина написана масляными красками на холсте с использованием бронзовой краски, серебра, наклеек из тиснёной фольги на бумаге; размер картины 211 × 230,5 см[1].
Картина написана в 1915 году и сразу же была представлена публике на «Выставке живописи „1915 год“» в Москве; в каталоге выставки обозначена под названием «Звон, разрешение проблемы великого российского декоративного искусства». В 1917—1918 годах она демонстрировалась на выставке общества «Мир искусства», где фигурировала под кратким названием «Звон» [1].
Картина долгое время находилась в семейном собрании Лентуловых и лишь в 1968 году, через 25 лет после смерти художника, была продана его дочерью Марианной в Государственную Третьяковскую галерею; в инвентарные описи музея картина внесена под № Ж-687[1].
М. А. Лентулова приводит слова отца о том, какое значение он придавал картине:
…Из новых методов следует указать на картину «Звон», где изображена колокольня «Иван Великий» в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие чувства звука — гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых стрел создают впечатление органа или гигантских гуслей. Вся вещь, эмоционально насыщенная чисто музыкальными настроениями, не является заурядной и по мысли и по тому выполнению, которое, кажется, удалось достичь средствами живописи[2].
Отмечается, что при создании картины Лентулов выбрал принцип «цветодинамики», когда «формы расчленялись на цветовые фрагменты, как бы двигающиеся в глазке калейдоскопа, то сгущаясь, то, наоборот, разбегаясь от центра»[3].
Яркое описание картины оставил Велимир Хлебников:
Колокольни с мухоморами головок клонились и падали, ломались точно в вогнутом зеркале, или перед землетрясением, или как весло рыбака за прозрачной взволнованной водой времени. Колокол, вырезанный из серебряной жести, тяжко взлетел на бок, и в него прилежно звонил темный египтянин в переднике, явившийся сюда прямо из могил Нила <…>
Небо было разделено золотой чертой, темный зеленый цвет нижней половины давал ему вид масляной стены присутственного места. Золотой узор вился по стене неба[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Каталог ГТГ, т. 6, кн. 2, 2017, с. 324.
- ↑ Лентулова, 1969, с. 34.
- ↑ Моя Третьяковка. — Лентулов Аристарх. Звон. Колокольня Ивана Великого.
- ↑ Хлебников, т. 5, 1933, с. 133—134.
Литература
- Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Живопись первой половины XX века / Отв. ред. Т. Л. Карпова, науч. ред. И. А. Вакар, шеф-ред. И. В. Лазебникова. — М., 2017. — Т. 6, кн. 2: К—Л. — 488 с. — ISBN 978-5-89580-185-7.
- Лентулова М. А. Художник Аристарх Лентулов. — М.: Советский художник, 1969. — 144 с.
- Хлебников В. Собрание произведений Велимира Хлебникова. — Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1933. — Т. V. — 376 с.