Заре навстречу (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Заре навстречу»)
Заре навстречу
Жанр драма, экранизация, историко-революционный
Режиссёр Татьяна Лукашевич
Автор
сценария
Александр Антокольский, по роману В. Кожевникова
Оператор Семён Шейнин
Композитор Борис Чайковский
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 99 мин.
Страна  СССР
Год 1959
Ссылки
IMDb ID 0323891

«Заре навстречу» — советский фильм 1959 года режиссёра Татьяны Лукашевич, по одноимённому автобиографичному роману В. М. Кожевникова.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в провинциальном сибирском городе, на фоне событий 1917 года.

Герой фильма — мальчик Тима Сапожков, сын политических ссыльных, становится свидетелем или невольным участником происходящих событий.

Его родители — врач Пётр Сапожков и его жена Варя, большевики, ведущие и в ссылке революционную пропаганду и агитацию. После Февральской революции они бегут из ссылки, но партия большевиков по-прежнему вне закона, им грозит арест, и родители скрываются оставив сынишку Тиму на попечение друзьям. Стремясь поймать родителей Тимы, охранка устанавливает за ребенком слежку, и доверчивый Тима, сам того не ведая, выдает шпику бежавших из ссылки родителей. Охранка арестовывает родителей Тимы, а мальчика отправляют в сиротский приют. Но происходящая Октябрьская революция открывает двери тюрьмы, родители находят Тимку, чтобы больше не расставаться.

В ролях

Съёмки

Место съёмок — город Пермь, например, виден Дом Мешкова.[1]

Роль в фильме Юрия Яковлева — одна из ранних, вторая главная в кинокарьере, и имела для него особое значение: годом ранее он, снявшись в главной роли в очень успешном фильме «Идиот», будучи подвергнут критике отказался от съемок во второй его части (а без его участия режиссёр отказался её снимать), и считая, что «кино отвергло меня на уровне высших авторитетов!», находился в тяжёлом душевном состоянии, однако, всё-таки согласился на съёмку когда его пригласила на роль в фильме режиссёр Татьяна Лукашевич — «Я помчался в Пермь, начал сниматься».[2]

Критика

Из 140 ролей актёра Юрия Яковлева роль в фильме «Заре навстречу» стала одним из самых ярких созданных им образов.[3][4]

Киноведами отмечалось, что режиссёр Татьяна Лукашевич этим фильмом вернулась к началу своей работы — четверть века назад её первым фильмом был «Гаврош», и здесь она снова взяла тему «дети и революция», но решила её «на ином историческом и драматургическом материале, в ином стилистическом ключе», при этом, несмотря на сложность экранизации, осложняемой необходимостью показать события через судьбу и душу ребёнка, режиссёр смогла не пойти по пути иллюстративности страниц романа.[5]

Свободный от «железной» композиционной и изобразительной выстроенности «Гавроша» и нравоучительной назидательности «Аттестата зрелости», фильм «Заре навстречу» стал одной из наиболее привлекательных работ Т. Лукашевич. Драматические эпизоды решены режиссером сурово и просто, без присущей порой режиссерской манере Т. Лукашевич мелодраматической аффектации.

Удача фильма в том, что каждый из его многочисленных персонажей имеет собственное лицо, человеческую индивидуальность. Ненавязчиво, с бытовой достоверностью, не разрушающей, однако, и не снимающей художественной правды характера, играют в фильме актеры. Наибольшей актерской удачей является, пожалуй, работа Ю. Яковлева.

М. Павлова — Татьяна Лукашевич // сборник «20 режиссерских биографий». — Москва: Искусство, 1978. — 408 с. — стр. 134

Примечания

  1. Как выглядела Пермь в старых художественных фильмах
  2. Юрий Яковлев — Альбом судьбы моей. — М.: Искусство, 1997. — 285 с. — стр. 92
  3. «Очень приятно, царь» Архивная копия от 3 января 2021 на Wayback Machine // «Коммерсантъ» от 25.04.2019
  4. 5 лет без Юрия Яковлева Архивная копия от 31 октября 2019 на Wayback Machine // Газета.ру, 2018
  5. М. Павлова — Татьяна Лукашевич // сборник «20 режиссерских биографий». — Москва: Искусство, 1978. — 408 с. — стр. 134

Источники