Гобино, Жозеф Артюр де

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Жозеф Артюр де Гобино»)
Жозеф Артюр де Гобино
фр. Joseph Arthur comte de Gobineau
Граф де Гобино в 1876 годуГраф де Гобино в 1876 году
Место рождения Виль-д’Авре, Франция
Место смерти Турин, Италия
Язык произведений французский

Жозеф Артюр де Гобино́ (фр. Joseph Arthur comte de Gobineau; 14 июля 1816 — 13 октября 1882) — французский писатель-романист, социолог, автор «арийской» расовой теории, впоследствии использованной национал-социалистами[1] нацистской Германии.

Биография

Жозеф Артюр де Гобино происходил из простого сословия, хотя различные члены его семьи причисляли себя к дворянству[2][3]. Он родился в день взятия Бастилии, что было для него как монархиста источником постоянного раздражения. Его жизненные взгляды формировались под влиянием отца, Луи Гобино, сохранившего верность Бурбонам. Однако при возвращении свергнутой династии на престол Луи не получил ни постов, ни званий или наград, что ввергло его в уныние, передавшееся и сыну[2].

В 1830 году начал обучение в гимназии Биля (Швейцария, кантон Берн), где он овладел немецким языком и заинтересовался персидским.

В 1835 году приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом[2].

В 1843 году познакомился с Алексисом де Токвилем, с которым у него возникли дружеские отношения, продолжавшиеся до кончины последнего в 1859 году. Автор получившего широкую известность трактата «Демократия в Америке» привлек Гобино к разработке исторического учения о моральных отношениях[4]. В 1849 году Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принял Гобино на службу в качестве начальника своей канцелярии. В это же время Гобино являлся основателем и редактором монархического журнала «Провинциальное обозрение» и опубликовал свою поэму «Амандина», в которой впервые изложены основы его элитистской расовой теории[5]. Однако если Токвиль связывал американскую исключительность с политическим режимом, то Гобино обосновал её расовым превосходством[2].

После отставки Токвиля Гобино остался на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку[2].

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романы, поэмы, драмы[6]. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомное «Essai sur l’inégalité des races humaines» (Эссе о неравенстве человеческих рас, 1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества[7].

Под конец жизни Гобино поступил по завету предков, провозглашавших самих себя выходцами из благородного сословия: «Жозеф-Артюр совершенно не колебался, принимая приятный самообман, будто он из французского дворянства и, в конце концов, после смерти дяди в 1855 году присвоил себе титул „граф“, который с этого времени ассоциировался с ним»[8].

В 1876 году Гобино встретился с композитором Р. Вагнером (тестем Х. С. Чемберлена), который одобрительно отозвался о его идеях и способствовал их распространению[9][10]. Так, в начале 1880-х гг. Вагнер заявлял, что их видение прошлого и будущего вполне совместимы, ибо научные работы Гобино давали научное объяснение его собственных расовых идей. Несмотря на критику, его произведения были в целом с одобрением встречены Ф. Ницше[11][12]. Ромен Роллан отмечал у Гобино «одаренность мыслителя и художника»[13].

Последним его опубликованным произведением стала трагедия «Амадис», частично опубликованная в 1876 году, и изданная в полном виде в 1887 году посвященная эсхатологическому конфликту «белой» и «жёлтой» рас.

Идеи

Оценка Французской революции

Гобино был убеждённым роялистом и всю жизнь ностальгически вспоминал времена господства старой аристократии, хотя сам к ней не относился. Это оказало влияние на его главный труд, в котором он вынужден был объяснять, почему лучшие люди Франции не имели надежды вернуть себе прежнее влияние. Поэтому он приравнял падение высшей касты к падению страны, а затем и всей западной цивилизации[8][2].

Расовая теория

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии. Гобино был по существу первым в XIX веке, кто в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства как идеи унизительной для человека.

«Опыт о неравенстве человеческих рас» («Essai sur l'inégalité des races humaines») состоит из 6 книг: «Предварительное рассмотрение: определения, поиск и изложение естественных законов, которые регулируют социальную жизнь», «Распространение древней цивилизации из Центральной Азии на юго-запад», «Распространение цивилизации из Центральной Азии на юго-восток», «Семитизированная цивилизация юго-запада», «Семитизированная европейская цивилизация», «Восточная цивилизация». Сочинение включает также Посвящение Георгу V, королю Ганновера, Предисловие и Общие выводы. Именно в Посвящении Гобино изложил свою расовую доктрину, указав, что к этому исследованию его подвигла современная распространенность революций, войн и беспорядков: «Я постепенно проникся убеждением, что расовый вопрос доминирует над всеми другими проблемами истории и является ключом к ним всем; и что неравенства рас достаточно для того, чтобы объяснить всю цепь судеб народов. <...> В итоге, я убедился, что все великое, благородное, полезное в руках человека на земле, в науке, искусстве и цивилизации происходит из единственной отправной точки, является развитием одного зародыша и результатом уникальной мысли; все великое принадлежит только одной [арийской] семье, различные ветви которой правили во всех уголках Вселенной»[4].

Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино — неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, — это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или, что для Гобино является синонимом, этническая группа. По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства, которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект.

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения[4].

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом. Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса. Истинных арийцев даже в Германии уже не осталось: англичане и скандинавы более тевтоны, чем немцы[4].

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что его подвергал критике Хьюстон Чемберлен.

Славяне

Согласно Гобино, славяне, будучи некогда в древности белым арийским народом, «ушли на северо-восток нашего континента и там вступили в разрушительное соседство с финнами»; «славянский язык, имеющий общие родовые признаки арийских языков, подвергся сильному финскому воздействию. А что касается внешних признаков, они также приблизились к финскому типу». Гобино приписывал славянам пассивность «в результате большой пропорции жёлтой крови», и сравнивал славянские и семитские народы[14]:

Славяне выполняли в восточной Европе ту же функцию долгого и молчаливого, но неотвратимого влияния, какую в Азии взяли на себя семиты. Подобно последним, они создавали стоячее болото, в котором, после кратковременных побед, тонули все более развитые этнические группы... Неподвижное, как смерть, неумолимое, как смерть, это болото поглощало в своей глубокой темноте самые пылкие и благородные принципы, не претерпевая при этом почти никаких изменений и после редких всплесков активности вновь возвращаясь в прежнее состояние спячки.

Гобино считал, что славяне на Западе могут занимать только подчинённое положение и вряд ли будут играть заметную роль в будущей истории[2].

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях, подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение». Гобино — ученик Стендаля и Мериме.

Оценки современников

Прочитав труды Гобино, его бывший патрон Токвиль сообщил: «Я, как прежде, остался враждебным к этим доктринам. Я верю, что они, вероятно, очень ошибочны, я знаю, что они наверняка пагубны...»[2]

С восторгом идеи Гобино воспринял ярый антисемит Рихард Вагнер. Ему импонировало, что этот автор подвёл под его взгляды философскую основу[2].

Карл Маркс назвал Гобино «рыцарем варварства»: как прямой наследник идей Просвещения, он считал, что изменение социальной среды создаёт условия для изменения человека, что не закрыто ни для кого. Он резко выступил против постулата Гобино о том, что «дурная кровь остаётся дурной»[15]. Маркс как коммунист выступал за равенство людей как высшую ценность, Гобино как предтеча нацизма выступал проповедником биологического неравенства, которое не отменяемо. «В этом принципиальном несогласии заметна глубинная разница истоков коммунизма и нацизма. Идейный конфликт Маркса и Гобино в XIX веке — это война Сталина и Гитлера в веке двадцатом», — делает вывод историк Е.Н. Яковлев[2].

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии. В 1894 году в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 году достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём[4][16]. Он же в 1897—1900 годах впервые издал «Эссе о неравенстве человеческих рас» на немецком языке, а также написал двухтомную биографию Гобино (1913—1916). Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 1930-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Гобино пригодились в идеологии нацистской Германии и послужили для формирования нацистской расовой политики, хотя он и не был, подобно X. C. Чемберлену, возведён в ранг «народного мыслителя». «Немецкие идеологи извлекли из гобинизма и соединили два важных идейных элемента: символ «чистой арийской крови» и эсхатологический мистицизм», — подчёркивает Н.В. Лепетухин[4].

Теория Гобино в германизированной версии была известна некоторым влиятельным политикам и идеологам Японии и стала составной частью японского империалистического мировоззрения. Идеи Гобино получили распространение в Японии, где с ними познакомил учившийся в Германии писатель Мори Огай, который отмечал, что изучение его теории очень полезно, чтобы знать больше о мышлении западного противника, и критиковал Гобино за чрезмерный этноцентризм и сведение человеческой культуры к влиянию наследственности. В ноябре 1903 года он прочитал в университете Васэда лекцию о западных воззрениях о «жёлтой угрозе», в которой, в частности, заявил: «Нравится нам это или нет, но мы обречены на противостояние с белой расой»[17].

Библиография

  • Essai sur l’inégalité des races humaines (Эссе о неравенстве человеческих рас, 1853, 1855)
  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века, 1867).
  • Les Pléiades (Плеяды, 1878);
  • Nouvelles Asiatiques, 1876.
  • Histoire d’Ottar Jarl, 1879.
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), 1877.
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis, 1876.
  • Etudes critiques (18441848), P., Sim. Kra, 1927 год.
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., 1923.
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., 1926.
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева, Гиз, М., 1926.
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., 1902.
  • Журнал «Europe» от 1/Х-1923 (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, 1919.
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, 1924.

Примечания

  1. Виктор Клемперер. LTI. Язык Третьего рейха.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  3. Гобино // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Лепетухин Николай Владимирович. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 5—12.
  5. Мартынов Д. Е. Китай в теории Ж. Гобино // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2014. — Т. 156, вып. 3. — ISSN 2541-7738. Архивировано 18 октября 2016 года.
  6. Гофман, 1977.
  7. Гобино, Жозеф Артур // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  8. 8,0 8,1 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А.Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова. Послесл. Ю. Н. Давыдова. // Москва, 1996. — с. 246.
  9. Уильям Ширер. Взлет и падение Третьего Рейха. — Litres, 2017-09-05. — 1680 с. — ISBN 9785040170241.
  10. Лихтанберже А. Вагнер как поэт и мыслитель. — М., 1997. — С. 270.
  11. «Арийский пессимизм» Артура Гобино. Арийский миф III рейха.
  12. Мочкин А. Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография). — DirectMEDIA, 2013-08-28. — 565 с. — ISBN 9785954000115.
  13. Роллан Р. Столкновение двух поколений. Токвиль и Гобино // Собр. соч. Т. 14. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 472.
  14. Владимир Родионов. Идеологические истоки расовой дискриминации славян в Третьем рейхе Архивная копия от 27 июля 2013 на Wayback Machine // Актуальная история. Научно-публицистический журнал
  15. В.М. Долин. У истоков расизма. Маркс о Гобино // Люди и идеи. — Москва, 1970. — С. 353.
  16. Джордж ван Фрекем. Гитлер и его бог. За кулисами феномена Гитлера. — 2017. — 769 с. — ISBN 9785457778740.
  17. Bowring R. J. Mori Ōgai and the Modernization of Japanese Culture. — Cambridge: Cambridge University Press, 1979. — С. 116. — 297 с.

Литература

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. — 1977. — Вып. 7. — С. 128—142.
  • Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. — Иваново: ПресСто, 2013. — 148 с. — ISBN 978-5-905908-36-1.
  • Тагиефф П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0.

Ссылки

В статье использован текст А. Шабада, перешедший в общественное достояние.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.