Черкес, Даниил Яковлевич
Даниил Черкес | |
---|---|
Дании́л Я́ковлевич Черке́с (31 августа 1899, Москва — 9 июня 1971, там же)[1][2][3][4] — советский художник-маринист, портретист, мастер натюрморта и пейзажа, плакатист. Художник-мультипликатор, стоял у истоков мультипликационного кино наряду с И. Ивановым-Вано, Ю. Меркуловым, Н. Ходатаевым, З. Комиссаренко и прочими. Сорежиссёр первого детского игрового фильма с элементами мультипликации «Сенька-африканец» (1927)[2], художник в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда.
Биография
Ранние годы
Родился в 1899 году в Москве. Пристрастие к рисованию унаследовал от отца-художника, большого любителя, собирателя и знатока живописи[5]. Отец — Яков Исаакович Черкес (1873—1938), уроженец Армянска из купеческой караимской семьи, выпускник феодосийской классической гимназии и юридического факультета Московского университета (1894), присяжный поверенный округа Московской судебной палаты (с 1902 года) и присяжный стряпчий Московского коммерческого суда (с 1897 года)[6], управляющий табачной фабрики «Ява», был арестован в 1937 году и расстрелян 7 апреля 1938 года. Он был дружен с пейзажистом и коллекционером живописи И. С. Остроуховым, а также с театральным деятелем И. Э. Дуван-Торцовым. Превосходная коллекция Ильи Семёновича всегда была доступна юному Даниилу Черкесу, — уже тогда он увлёкся творчеством А. А. Иванова[5].
Увлечение живописью переплеталось с мечтой стать моряком. Однако пристрастие к живописи взяло вверх — и тогда, в 1918 году, Даниил Черкес ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института в Петрограде и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С. В. Малютина, ассистентами которого были П. Д. Корин и В. Н. Яковлев[5].
В 1919 году регулярные занятия живописью были прерваны: Черкес пошёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава[5]. После демобилизации Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника — монтировщика сцены[5]. Мейерхольд по-человечески и творчески увлекал Даниила Яковлевича. В спектакле В. Э. Мейерхольда «Зори» по пьесе Верхарна Черкес работал художником-постановщиком[7].
Во ВХУТЕМАС Черкес вернулся в 1922 году, выбрав мастерскую Петра Кончаловского — зятя Василия Сурикова[5]. В 1923 году окончил обучение программным пейзажем, написанным в подражание А. А. Иванову[5]. Первые годы после окончания ВХУТЕМАСа были очень насыщенными самой разнообразной деятельностью: Черкес работал в «Музгизе» и «Молодой гвардии»[5].
Мультипликация
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
В 1925 году с приходом на киностудию «Межрабпом-Русь» его судьба переменилась. По словам кинорежиссёра Эдуарда Назарова, Черкес «входил, если можно так сказать, в „Могучую кучку“ мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа»[2]. Вместе с И. П. Ивановым-Вано и Ю. А. Меркуловым Черкес принял участие в создании первого советского рисованного мультипликационного фильма «Каток» (1927). По мнению Э. В. Назарова, «Графике и пластике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны!» По словам С. С. Гинзбурга, «Успех изобразительного решения фильма „Каток“ состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением»[8]. В том же 1927 году Черкес снял в качестве сорежиссёра-постановщика и художника-мультипликатора детский художественный фильм «Сенька-африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В основу этого фильма положены произведения К. И. Чуковского, с которым Даниила Яковлевича связывали тёплые человеческие отношения[источник не указан 905 дней].
В 1929 году Д. Я. Черкес снял «Похождения Мюнхгаузена» — мультипликационный фильм, ставший первой экранизацией сказки[2]. Сценарий к нему был написан Черкесом в соавторстве с Наталией Сац. По поводу этого фильма Э. Назаров сказал, что фильм «Похождения Мюнхгаузена»[9] был снят в лучших традициях игрового фильма и комической мультипликации. Одновременно с этим «Похождения Мюнхгаузена» можно по праву считать «предвестником традиций» отечественной мультипликации[источник не указан 906 дней].
Коллега, бывший однокурсник по ВХУТЕМАСу и товарищ — И. Иванов-Вано отзывается о Данииле Черкесе как о «блестящем рисовальщике», у которого он сам многому научился[2].
В этот же период Черкес работает в жанре плакатной карикатуры. В 1933 году в Италии проходила Международная выставка современного плаката, которая открылась в середине июня в Милане, в помещении «Уффичио Модерно». На ней присутствовал и отдел советского плаката, на котором было экспонировано 13 произведений, в том числе и работа Черкеса[10].
Одновременно в творчестве Черкеса появляются графические работы. В 1929 году был исполнен карандашный «Портрет Пекелиса А. Б.», сотрудника «Межрабпомфильма»[11]. Рисунок отличается чётким построением головы, пластической выразительностью[3].
Помимо художественного игрового и мультипликационного кино в 1930 году Даниил Черкес снимает свой документальный фильм с включениями мультипликации — «Всесоюзная кочегарка»[2].
В 1933 году совместно с Николаем и Ольгой Ходатаевыми Черкес снимает мультфильм «Органчик». В 1934 году отметился агитационным мультфильмом «Гляди в оба» о борьбе с «кулаками».
Станковая живопись
В середине 1930-х годов Даниил Черкес ушёл из мультипликации и начал серьёзно заниматься станковой живописью. Впервые его пейзажная работа была представлена на выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1917—1932)[12]. Затем он выставлялся почти ежегодно.
В 1933 году создал целую серию акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. По его словам, «для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной»[13].
В живописи Черкес нашёл себя не сразу. С конца 1930-х годов внимательно изучал пластику человеческого тела, работал над портретом. Он писал натюрморты и пейзажи, но с 1939 года, с первой его поездки по каналу имени Москвы отдался своей страсти — изображению воды[14]. Он неоднократно бывал на Чёрном, Азовском, Баренцевом, Белом и Балтийском морях. В своих картинах он показал своеобразную красоту каждого из них.
В годы войны работал в «Окнах ТАСС» в Москве[11]. В 1942 году вышел его плакат: «В новом году — к новым победам!»[3]. На выставке «Великая Отечественная война» были экспонированы картины «Здесь были немцы» и «Русский лес»[3].
Многочисленные поездки дали художнику богатый и многообразный материал. Он ходил на рыбацких баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому морям, на траулерах — по Баренцеву и Белому. Графические наброски иногда оказывались набросками для создания больших станковых пейзажей. Он отдавал много сил композиционным поискам.
В 1940-х годах основополагающим в развитии колорита художника были поиски тональных решений. Здесь прослеживается влияние на Черкеса морского голландского пейзажа. Позже цвет становится глубже, сильнее, звонче.
В 1948—1949 годах Черкес едет на Балтийское море. Результатом этой поездки стали небольшие картины, в которых передаётся своеобразие морского пейзажа, рассказывающего о жизни рыбаков (картины «Балтийские рыбаки», «Пришли с моря»).
Учителями Черкеса были художники-реалисты С. В. Малютин, В. Н. Яковлев, П. Д. Корин и П. П. Кончаловский. Постоянное общение с пейзажистом И. С. Остроуховым также очень помогло становлению художника[15]. К периоду 1950-х — начала 1960-х годов относятся наибольшие достижения в творчестве Черкеса. Зоркое видение природы помогает ему понять своеобразие пейзажа Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Приазовья. Постоянно ища типическое в пейзаже, художник достигает большого разнообразия в своих работах. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков; на севере он пишет белые ночи, в Керчи — солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает в разные времена года при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом"[15].
В декабре 1953 года Даниил Черкес выехал в в Гурзуф (Крым) в качестве художественного руководителя группы художников, которые жили и работали в Доме творчества художественного фонда СССР, размещавшемся в здании, построенном русским живописцем Константином Коровиным. Как писал Черкес, «трудно представить себе лучшие условия для творческой работы, чем те, которые созданы в Гурзуфе…»[16]
В 1952—1954 годах по заданию Московского государственного университета Черкес совершил две длительные поездки на Север. В результате были написаны картины «Мончегорские горные тундры», «Кольская тайга», «Встреча траулера — победителя в соцсоревновании» — для географического факультета МГУ. А также созданы панно «Тундра», «Лесотундра», «Звероферма», «Земледелие Заполярья» для музея земледелия МГУ. Как отмечал И. Ставропольский в газете «Водный транспорт», на картинах Черкеса любое судно — от парусной шхуны до океанского парохода — изображено верно по своей конструкции[15].
У Черкеса редко бывает „пустое“ море. Он сам называет себя корабельщиком. И, правда, в большинстве его марин присутствуют корабли. Но в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского висит картина „Волна“ (1953) с морем, „пустым“ до горизонта[3].
В 1956—1957 годах Черкес работал на севере, создав серию пейзажей (картины «Валуны у Ламбуш-озера. Карелия», «Онежское озеро у Петрозаводска», «Белая ночь. Мурманск»).
Серьёзно разрабатывалась Черкесом в течение ряда лет тема советского подводного флота. В 1958 году на выставке «40 лет советских Вооружённых сил» была экспонирована картина «У родных берегов». В 1958 году Черкесом была получена благодарность от Главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова «За работы военно-морской тематики»[3].
В 1958 году Черкес месяц провёл в Ленинграде. Из этой поездки он привёз цикл пейзажей. В 1958—1959 годах работал над большими триптихами «На Юге» и «На Севере». Первый был экспонирован на выставке «40 лет ВЛКСМ», второй — на выставке московских художников в 1959 году[источник не указан 905 дней].
19 декабря 1956 года а Москве в Выставочном зале Союза художников СССР на улице Кузнецкий Мост состоялась Выставка живописи и графики Д. Я. Черкеса и Н. И. Цейтлина. «Зритель не получит полного представления о Д. Я. Черкесе, если не сказать того, чего на выставке увидеть нельзя. Д. Я. Черкес — один из активных членов Московского союза художников, куда он вступил с момента основания Союза. Он — участник многих московских и всесоюзных выставок, начиная с выставки „15 лет Советской власти“. Последние годы Черкес выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития»[14].
В 1970 году состоялась персональная выставка работ Даниила Черкеса, организованная Московской организацией Союза художников СССР в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности художника[17]. М. Плахова в «Советской культуре» писала по поводу этой выставки:
Гармония и красота мира, нерасторжимая связь человека с землёй, его доброе, деятельное содружество с природой — вот поэтические мотивы творчества Д. Я. Черкеса, персональная выставка которого открылась в Выставочном зале СХ СССР… Кисти его принадлежит интересная галерея прекрасных портретов, красивы его сочные натюрморты. В картинах художника — плоды долгой и вдумчивой работы над натурой, размышления над холстом, и в то же время творчество его взволнованно, искренне и экспрессивно[18].
Член Союза советских художников[19].
Семья
Дети:
- Наталья Даниловна Черкес (1922—2013), жила в Москве, дочь Веры Борисовны Юргенсон[20]
- Александр Данилович Черкес (1937—1994)
- Иван Данилович Черкес (1946—2011)[21]
Произведения
Живопись
- Полотна, написанные маслом
- Панно (для Дальневосточного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) «Уход читинских партизан на фронт» — холст, 200х800, 1939
- Панно (для Дальневосточного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) «Встреча танкистов в колхозе» — холст, 200х800, 1939
- «Здесь были немцы» (Тамбовская картинная галерея) — холст, 100х80, 1942
- Триптих «На Севере» (собственность Министерства культуры РСФСР): «В Баренцевом море» — холст, 122х61 / «Полярное лето» — холст, 122х122 / «В Беломорском колхозе» — холст, 122х61
- «Ветер Октября» (эскиз) — холст, 81х90, 1959
- Этюды, написанные маслом
- «Сон» — бум., 32х44, 1944
- «На рыбалке» — бум., 29х42,5, 1946
- «Ленинград» (серия этюдов) — 1951
- «Поздний вечер» — бум., 15х25, 1955
- Портреты
- Портрет матери — холст, 72х60, 1938
- Портрет Мейерхольда — холст
- Портрет Мейерхольда с собакой — холст
- Портрет Е. А. Павловой — бум., 31х44, 1940
- Автопортрет — бум., накл. на фанеру, 30х24, 1942
- Сашка — холст, 70х58, 1944
- Портретный этюд — холст, 80х50, 1955
- Портрет журналистки — холст, 80х80, 1955
- Портрет М. Ф. — холст, 80х50, 1956
- Скрипачка — холст, 80х80, 1959
- Пейзажи
- «Переяславское озеро» (Переславль-Залесский историко-художественный музей) — холст, 70х100, 1947
- «Териберка» (МГУ им. М. В. Ломоносова) — дерево, 18,5х35, 1951
- «Горная тундра» (МГУ им. М. В. Ломоносова) — холст, 60х100, 1951
- «Безымянная луда» (МГУ им. М. В. Ломоносова) — дерево, 18,5х35, 1952
- «Март в Крыму» (Советское посольство в Варшаве) — холст, 85х118, 1954
- «Дом А. Блока» — холст, 60х65, 1958
- «Крыши Керчи» — холст, 92х85, 1959
- «Смольный монастырь» — холст, 60х65, 1959
- «Новая Голландия. Ленинград» — холст, 100х80, 1959
- «Дома у моря» — холст, 81х90/65х60, 1959
- «Кишинёв» (серия этюдов) — 1953
- «Ели» — бум., 15х25, 1955
- «Спасоголенищевский переулок» — картон, 15х25, 1956
- «Спасская башня» — картон, 33,525, 1956
- «Из окна» — картон, 19,5х25,1956
- «Сегежа. Карелия» — картон, 15х25, 1956
- «Ленинград» (серия этюдов) — 1958
- «Керчь» (серия этюдов) − 1958
- Марины
- «Вручение знамени лучшей рыболовецкой бригаде» (Костромская областная картинная галерея) — холст, 82х24, 1949
- «У родных берегов» (Чкаловский дом советов) — холст, 50х80, 1949
- «Баркасы» — дерево, 18,5х35, 1949
- «Готовы к выходу в море» — бум., 14,4х41,4, 1950
- «Лосось пошёл» (Ярославо-Ростовский историко-архитектурный художественный музей-заповедник) — холст, 69х112, 1951
- «Остров Лодейный. Белое море» (Дирекция выставок Художественного фонда РСФСР) — бум., 30х50, 1951
- «Встреча траулера — победителя в социалистическом соревновании» (МГУ им. М. В. Ломоносова) — холст, 60х137, 1952
- «Черноморское утро» (Дагестанский музей изобразительных искусств. Махачкала) — холст, 60х120, 1953
- «Чёрное море» (Ставропольская картинная галерея) — холст, 50х80, 1953
- «Птичья скала» (Дирекция выставок Художественного фонда РСФСР) — холст, накл. на картон, 32х49, 1953
- «Ненастный день» — холст, 33х49, 1953
- «В. М. Головнин уходит на шлюпе «Диана» из английского плена 19 мая 1809 года с мыса Доброй Надежды». Эскиз. — бум., 31х51, 1953
- «Волна» (Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского) — холст, 50х80, 1953
- «Утренний штиль. Азовское море» (Северо-Осетинский республиканский художественный музей. Орджоникидзе) — холст, 50х80, 1954
- «Серебряный день» (Государственный музей латышского и русского искусства Латвийской ССР. Рига) — холст, 50х80, 1954
- «Портовые сумерки» — холст, 50х80, 1955
- «Азовские баркасы» — холст, 69х11, 1954
- «Вечерний штиль. Азовское море» — холст, 69х112, 1955
- «Скала Нептун» — холст, 86х120, 1955
- «Прибой. Баренцево море» — холст, 62х122, 1955
- «Ночь в порту» — холст, 50х80, 1955
- «Морская дорога» (панно в Музее землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова) — холст, 60х120, 1955
- «Дымы Мурмана» — холст, 104х176, 1955
- «Ночь в порту Мурманска» — холст, 50х80,1955
- «Валуны у Ламбуш-озера. Карелия» — холст, 80х80, 1956
- «Сквозь туман» — холст, 87х121, 1956
- «Белая ночь. Мурманск» (Кировский областной художественный музей им. М. Горького) — холст, 120х92, 1956
- «Рыбаки у ставного невода» (Таллинский государственный художественный музей) — холст, 50х80, 1956
- «На восходе» — холст, 92х120, 1956
- «В порту. Мурманск» — холст, 69,5х110, 1956
- «На рейде» — холст, 85х92, 1956
- «Большой трал» — холст, 92х120, 1956
- «Полуночное солнце» — холст, 58х134,5,1956
- «Мартовский вечер. Крым» — холст, 80х92,1956
- «Июльская полночь в Мурманске» — холст, 50х80, 1956
- «Летняя ночь. Мурманский порт» — холст, 85х92, 1957
- «В ожидании ветра» — холст, 120х92, 1957
- «Вечерний штиль. Азовское море» — холст, 69х112, 1957
- «Рыбаки» — холст, 100х80, 1957
- «Утро на рейде» (Дирекция выставок Министерства культуры РСФСР) — холст, 100х80, 1957
- «У родных берегов» (Политуправление Советской армии и Военно-морского флота) — холст, 120х92, 1958
- «Кольский полуостров» (серия этюдов) — 1951
- «Крым. Керчь» (серия этюдов) — 1951
- «Белое море» (серия этюдов) — 1951
- «Геническ» (серия этюдов) — 1953
- «Крым» (серия этюдов) — 1953
- «На Рыбинском море» (серия этюдов) — 1954
- «Латвия» (серия этюдов) — 1957
- Натюрморты
- «Рыбы Черноморья» — холст, 48х68, 1950
- «Букет цветов» — холст, 60х45, 1955
- «Букет» — холст, накл. на картон, 48х70, 1955
- «Лилии» — бум., 15х25, 1955
- «Черёмуха» — бум., 15х25, 1955
- «Весенний букет» — бум., 15х25, 1955
- «Тюльпаны» — бум., 15х25, 1955
- «Натюрморт "Новогодний"» — холст, 50х80, 1956
- «Натюрморт с хрусталём» — холст, 50х80, 1956
- «Натюрморт "Кавказский"» — холст, 120х86, 1959
- «Натюрморт с цикламеном» — холст, 120х92, 1959
- «Натюрморт с гранатами» — холст, 80х80, 1959
- «Натюрморт "Китайский"» — холст, 120х60, 1959
Графика
- Рисунок
- Картон для панно «Водный праздник» — бум., уголь, сангина, мел, 182х77, 1936
- Картон для панно «Водный праздник» — бум., уголь, 172х64, 1936
- «Женский портрет» — бум., уголь, 103,5 х 73,5, 1940
- «За работой» — бум., уголь, сангина, 32х27, 1941
- «Температура около 40» — бум., уголь, мел, 30х24, 1943
- «За рукоделием» — бум., картон, 17х24, 1945
- «На концерте. В. В. Софроницкий» (Музей А. Н. Скрябина) — бум., картон,8,5х13, 1945
- «Тишково» (этюды) — бум., картон, 21х32, 1946
- «Концерт В. В. Софроницкого» — бум., картон, 21х32, 1946
- «В. В. Софроницкий» (набросок) — бум., картон, 10,5х14, 1950
- Акварель
- «Красная площадь. Декабрь 1941» — бум., 34х42
- «На фронт» — бум., акв., тушь, 21х30,8, 1942
- Этюды
- «Коктебель. Утро» — бум., 18х38, 1933
- «Коктебель. Горы» — бум., 23х29,1933
- «Коктебель. Гора Клементьева» — бум., 18х41,5, 1933
- «Коктебель. Восход солнца» — бум., 23х31, 1933
Выставки
- 1933 год. Москва. Выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1917—1932). Живопись[12][22]
- 1934 год. Москва. Выставка плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути». Открыта 28 января 1934 года в Москве к 10-летию со дня смерти В. И. Ленина[23][24]
- 1935 год. Горький. Выставка «Московские художники — подшефному Горьковскому автомобильному заводу». Открыта на Горьковском автозаводе[25][26]
- 1936 год. Ялта. «Выставка картин московских художников»[27][28]
- 1939 год. Кисловодск. «Кисловодская выставка картин, акварели и графики советских художников». Открыта 28 августа 1939 года в Кисловодске[29]
- 1939 год. Москва. «Шестая выставка союза московских художников».
- 1940 год. Москва. «Седьмая выставка союза московских художников». Живопись. Открыта в Центральном выставочном зале Московского товарищества художников[30]
- 1942 год. Москва. Выставка «Пейзаж нашей Родины». Открыта с 1 по 26 января 1942 года в Центральном выставочном зале Московского товарищества художников[31]
- 1948 год. Москва. Художественная выставка «30 лет советских Вооружённых Сил. 1918—1948». Открыта 8 мая 1948 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Московского товарищества художников[32]
- 1949 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры политической сатиры и графики». Открыта с 20 декабря 1949 года по 20 января 1950 года Выставочном зале Дома художника[33]
- 1950 год. «Передвижная выставка Советских художников». Открыта весной 1950 года в Горьком; затем в Саранске, в Мордовской картинной галерее имени Ф. В. Сычкова; в Саратове и 18 июня 1950 года — в Куйбышеве, в выставочных залах областного отделения Союза советских художников.[34][35][36]
- 1951 год. Москва. «Выставка этюдов, выполненных в творческих командировках на морском и речном флотах». Открыта 27 декабря 1951 года в выставочном зале МОССХа.
- 1952 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры и графики, посвящённая дню Военно-морского флота». Открыта 28 июля 1952 года в залах Московского товарищества художников.[37]
- 1953 год. «Передвижная выставка живописи и графики советских художников». Открыта 30 апреля 1953 года в Иванове в помещении Союза художников, затем с 13 июня по 5 июля в Волгограде в помещении Областного драматического театра имени М. Горького; с 16 июля по 30 июля в Таганроге в залах Краеведческого музея; с 5 августа по 25 августа в Ростове-на-Дону в Выставочном зале Художественного фонда; со 2 сентября по 16 сентября в Воронеже в помещении Филармонии; с 21 сентября по 5 октября в Тамбове в Выставочном зале Союза советских художников; с 23 октября по 10 ноября в Орле в Художественном салоне; с 15 ноября по 27 ноября в Смоленске на ул. Б. Советская, 31; с 4 декабря по 21 декабря в Калининграде в помещении Областного драматического театра.[38][39][40][41][42][43][44]
- 1953 год. Москва. «Весенняя выставка живописи московских художников». Открыта в июне 1953 года в выставочных залах Московского товарищества художников[45]
- 1954 год. Москва. «Выставка живописи московских художников». Открыта с 27 января по 20 февраля 1954 года в Центральном выставочном зале (бывший Манеж)[46]
- 1955 год. «Передвижная выставка произведений советских художников». Открыта с 21 июня по 9 июля в Астрахани, в Астраханской областной картинной галерее им. Б. М. Кустодиева; с 15 июля по 10 августа — в Махачкале, в Дагестанской государственной филармонии; с 21 августа по 8 сентября — в Грозном, во Дворце культуры им. В. И. Ленина; с 18 сентября по 5 октября — в Орджоникидзе, в парке культуры им. К. Хетагурова; с 21 октября по 24 ноября — в Нальчике, в Городском краеведческом музее; с 29 ноября по 15 декабря — в Ставрополе, в Клубе им. Блинова; с 24 декабря 1955 года по 18 января 1956 года — в Пятигорске, в Городском музыкальном театре комедии[47][48][49][50][51][52][53]
- 1955 год. Москва. «Отчётная выставка произведений художников-маринистов, выполненных в творческих командировках». Открыта с 4 марта 1955 года в Клубе им. В. П. Ногина[54]
- 1956—1957 годы. «Передвижная выставка произведений советских художников». Открыта с 21 сентября по 8 октября в Сталинграде, в Доме архитекторов; с 26 октября по 13 ноября — в Астрахани, в Астраханской областной картинной галерее им. Б. М. Кустодиева; с 15 декабря 1956 года по 7 января 1957 года — в Красноводске, в Клубе моряков; с 26 января по 26 февраля — в Ашхабаде, в Туркменском государственном музее изобразительных искусств; с 8 по 28 марта — в Мары, в Городском театре им. Кемино; с 4 апреля по 3 мая — в Бухаре, в Бухарском областном краеведческом музее; с 9 мая — в Самарканде, в Республиканском музее истории, культуры и искусства Узбекской ССР; с 29 июня по 5 августа — в Сталинабаде, в Республиканском объединённом музее истории, краеведения и изобразительного искусства Таджикистана им. Бехзада; с 14 августа по 9 сентября — в Ленинабаде, в Театре им. А. С. Пушкина[55][56][57][58]
- 1956 год. Москва. «Живопись и графика московских художников». Раздел живописи открыт в январе 1956 года в Центральном Доме работников искусств; раздел графики открыт в феврале 1956 года в Центральном Доме Советской Армии[59]
- 1957 год. «Передвижная выставка произведений Советских художников по Северу Приморья». Открыта с 16 июня в посёлке Роста; с 8 августа по 9 сентября — в Полярном; с 10 сентября по 5 октября — в Североморске; с 7 октября по 1 ноября — в Мурманске; с 20 ноября по 16 декабря — в Архангельске[60]
- 1957 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников». Открыта с 23 февраля в выставочном зале Союза художников СССР, в Академии художеств СССР, в Доме художника, во Дворце культуры автозавода им. И. А. Лихачёва и в Центральном Доме работников искусств[61]
- 1958 год. Москва. Художественная выставка «40 лет Советских Вооружённых сил». Открыта с 21 февраля в Академии художеств СССР[62]
- Персональные выставки
- Декабрь 1956 года. Москва. Выставка живописи и графики Даниила Яковлевича Черкеса и Наума Иосифовича Цейтлина[14]
- Сентябрь 1970 года. Москва. Выставка произведений Д. Я. Черкеса[17][18][63]
Фильмография
- м/ф Каток (1927) (мультипликатор)
- м/ф Сенька-африканец (1927) (сорежиссёр)
- м/ф Похождения Мюнхгаузена (1929) (режиссёр)
- д/ф Всесоюзная кочегарка (1930)
- м/ф Органчик (1933) (художник-постановщик, мультипликатор)
- м/ф Гляди в оба (1934) (режиссёр)
Библиография
- Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа. Путевой альбом художника, М.,Советский художник,1965
- В Доме творчества художников, Курортная газета № (3091), 23 декабря 1953
- в соавторстве Ю. Халаминский Ю., Цейтлин Н. «Искусство» № 4, 1957
Награды и звания
- медаль «За оборону Москвы» (9 июля 1947)[64];
- заслуженный художник РСФСР[19].
Примечания
- ↑ Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 640 с., 96 л. ил.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Мир анимации или анимация мира: Документальный фильм; 12-я серия: Даниил Черкес и Юрий Меркулов / Режиссёр: Ирина Марголина, 2002 г.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Капланова, Софья. Даниил Яковлевич Черкес. — Иллюстрированное издание. — М.: Советский художник, 1962. — 91 с.
- ↑ Халаминский Ю. Художники-маринисты. Романтики моря.. — Иллюстрированное издание. — Москва: Советский художник, 1967. — С. 119/15/31. — 123 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 КНЭ, 2006, с. 365.
- ↑ Московский коммерческий суд. Очерк истории Московского коммерческого суда 1833—1908 и его современные деятели / Под ред. Н. А. Победоносцева и Т. М. Годзевича. — СПб.: Издательское товарищество «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг», 1909. — С. 194. — 218 с.
- ↑ Ирина Марголина (автор сценария), Ирина Марголина (режиссёр). Фильм 3. Черкес и Комиссаренко . Корифеи российской анимации (2010).
- ↑ Гинзбург С. С. Рисованные и кукольные фильмы. — М.: Искусство, 1957. — С. 97, 100.
- ↑ Черкес Д. Похождения Мюнхгаузена . мультфильм. Межрабпом-фильм (1929 год). (недоступная ссылка)
- ↑ См.: ЦГАОР, ф. 5283, оп. 11, ед. хр. 220, л. 9; ед. хр. 247, лл. 9, 10, 12, 15
- ↑ 11,0 11,1 КНЭ, 2006, с. 366.
- ↑ 12,0 12,1 Иллюстрированный каталог: Художники РСФСР за XV лет. 1917—1932. Живопись. Скульптура. Плакат и карикатура. Каталог выставки. Живопись [Статьи А. С. Бубнова и М. П. Аркадьева. Сост. каталога: Л. В. Розенталь и Ж. Э. Каганская]. (Народный Комиссариат по просвещению РСФСР. Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств). М., 1933. Перечень картин и скульптур с выставки «15 лет РККА», «Всекохудожника» и МОССХ, пополнивших к XVII съезду ВКП(б) экспозицию выставки «Художники РСФСР за 15 лет». Всероссийский кооперативный Союз работников изобразителышх искусств «Всекохудожник». М., 1934.
- ↑ Черкес Д. Я. Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа. Путевой альбом художника. — Иллюстрированное издание. — М.: Советский художник, 1965. — 59 с.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Эренгросс Б. Д. Черкес и Н. Цейтлин. — Иллюстрированный каталог к персональной выставке художников. — М.: Советский художник, 1956. — С. 6. — 80 с.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Старопольский И. В мастерских маринистов. У художника Д. Черкеса // Водный транспорт : газета. — 1954. — 28 августа (№ 103 (3213)).
- ↑ Черкес Д. Я. В Доме творчества художников // Курортная газета. — 1953. — 23 декабря (№ 251 (3091)).
- ↑ 17,0 17,1 Пейзажи родных просторов // Вечерняя Москва : газета. — 1970. — 18 сентября.
- ↑ 18,0 18,1 Плахова М. Поэзия необычного (рус.) // Советская культура : газета. — 1970. — 1 октябрь.
- ↑ 19,0 19,1 Черкес Д. Я. — Cherkes Daniil . Масловка. Дата обращения: 8 июня 2022.
- ↑ Шабаев Л. Краткая история семьи Юргенсон . pjurgenson.ru. Дата обращения: 7 октября 2020.
- ↑ Ivan Danilovich Tcherkes . Find A Grave. Дата обращения: 11 февраля 2020.
- ↑ Выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1917—1932). Живопись
- ↑ Выставка плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути». (Вступительная статья Д. Моора) (МОССХ. Изогиз). — М.: Изогиз, 1934.
- ↑ Выставка плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути»
- ↑ Иллюстрированный каталог: Московские художники — подшефному горьковскому автомобильному заводу. (Вступительная статья МОССХа). (Московский Союз советских художников). М., 1935.
- ↑ Выставка «Московские художники — подшефному Горьковскому автомобильному заводу»
- ↑ Каталог выставки картин московских художников. (Вступительная статья А. Родионова). Ялта. (Центральное выставочное бюро Московского областного Союза советских художников). М., 1936.
- ↑ Выставка картин московских художников
- ↑ Иллюстрированный каталог: Кисловодская выставка картин, акварели и графики советских художников (Вступительная статья А. М. Родионова и А. М. Скворцова). (Комитет по делам искусств при СНК СССР. Московский Союз советских художников. Центральное бюро художественных выставок). М., 1939.
- ↑ Седьмая выставка Союза московских художников [Сост. Л. В. Розенталь.] (Московский союз советских художников. Московское товарищество художников). М.-Л., «Искусство», 1940.
- ↑ Каталог выставки «Пейзаж нашей родины» (Московский союз советских художников и Московское товарищество художников). М., 1942.
- ↑ Художественная выставка XXX лет Советских Вооружённых Сил. 1918—1948. Живопись, скульптура, графика. Каталог выставки. [Сост. Н. Н. Водо]. М., 1948. (Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР. Главное политическое управление Вооруженных Сил СССР).
- ↑ Выставка живописи, скульптуры, политической сатиры и графики. Каталог. [Сост. Е. В. Членова] М., 1950. (Московский Союз советских художников)
- ↑ Передвижная выставка советских художников. Живопись, скульптура, графика. Горький — Саранск — Саратов — Куйбышев. Путеводитель. [Сост. В. Ю. Ноик]. М., 1950. (Дирекция художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР)
- ↑ Выставка произведений советских художников. — «Волжская коммуна» (Куйбышев), 1950, 16 июня
- ↑ Ноик В. На передвижной выставке. — «Волжская коммуна» (Куйбышев), 1950, 6 июля.
- ↑ Выставка живописи, скульптуры и графики, посвящённая Дню Военно-Морского Флота Союза ССР, Каталог [Вступ. статья М. Сокольникова. Сост. Е. А. Вишняк, Е. П. Макарова, Е. В. Членова]. М., 1952. (Московский Союз советских художников)
- ↑ Выставка произведений советских художников РСФСР. Живопись, графика. Каталог. [Сост. Н. М. Беркова]. М., 1953. (Министерство культуры РСФСР. Дирекция выставок)
- ↑ «Сталинградская правда», 1953, 18 июня
- ↑ Устинов А. На художественной выставке. — «Таганрогская правда», 1953, 2 июля
- ↑ Беркова Н. Выставка произведений советских художников. — «Молот» (Ростов-на-Дону), 1953, 15 августа
- ↑ Выставка произведений советских художников. — «Тамбовская правда», 1953, 27 сентября
- ↑ Беркова Н. Передвижная выставка произведений советских художников. — «Орловская правда», 1953, 25 октября
- ↑ Беркова Н. Творческий отчёт мастеров живописи. К итогам передвижной выставки советских художников в Калининграде. — «Калининградская правда», 1953, 7 декабря.
- ↑ Весенняя выставка живописи московских художников. Каталог. [Сост. Е. П. Макарова, В. 3. Метельский, Е. В. Членова]. М., 1953, (Оргкомитет Союза советских художников СССР, Московский союз советских художников)
- ↑ Выставка живописи московских художников. Каталог. [Сост. Е. П. Макарова, Е. В. Членова]. М., 1954. (Московский Союз советских художников).
- ↑ Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись, графика. Каталог. М., 1955. (Оргкомитет Союза советских художников СССР. Художественный фонд СССР).
- ↑ Смирнов А. Выставка картин советских художников в Астрахани. — «Волга», Астрахань, 1955, 19 июня
- ↑ Джемал М. А. Искусство, отображающее жизнь. Заметки о передвижной выставке произведений советских художников. — «Дагестанская правда», Махачкала, 1955, 6 августа
- ↑ По нашему городу. Открытие художественной выставки. — «Грозненский нефтяник», 1955, 23 августа
- ↑ Смирнов А. Выставка картин советских художников в г. Орджоникидзе. — «Социалистическая Осетия», Орджоникидзе, 1955, 14 сентября
- ↑ На выставке картин. — «Социалистическая Осетия», 1955, 23 сентября
- ↑ Бендик Б. Передвижная художественная выставка. — «Ставропольская правда», 1955, 2 декабря
- ↑ Гринева Н. После творческих поездок. — «Водный транспорт», М., 1955, 10 марта.
- ↑ Смирнов А. Советские художники в Самарканде. — «Ленинский путь», Самарканд, 1957, 8 мая
- ↑ Попов Г. Ярче и полнее отражать нашу действительность. — «Ленинский путь», 1957, 4 июня
- ↑ Гудович Е. Интересная выставка. — «Коммунист. Таджикистана», Сталинабад, 1957, 23 июля.
- ↑ Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись. Графика. Скульптура. 1956 г. Каталог. (Сост. Л. В. Терентьева, К. Н. Пруслина). М., 1956. (Оргкомитет Союза советских художников).
- ↑ Живопись и графика московских художников. Каталог. [Сост. каталога живописи Л. В. Розенталь; графики — Б. Я. Сатановская]. М., 1956. (Московский Союз советских художников).
- ↑ Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. М., 1957 (Союз художников СССР).
- ↑ Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Каталог. [Сост. Р.Богорад, А.Галкин, Е.Луцкая, Л.Петрушенко, Ф. Фишкова, О. Фогельсон, Б. Холмянская]. М., 1957. (Оргкомитет Союза советских художников).
- ↑ Художественная выставка «40 лет Советских Вооружённых Сил». [Сост. Г. Г. Бочарова, Т. С. Прохорова, Т. В. Катханова]. М., 1958. (Министерство культуры СССР. Министерство обороны СССР. Союз художников СССР).
- ↑ Капланова С. Даниил Яковлевич Черкес. — каталог выставки с иллюстрациями. — М.: Советский художник, 1970. — 12 с.
- ↑ Постановление о вручении медали «За оборону Москвы» . Виртуальный музей «Москва: с заботой об истории». Дата обращения: 8 июня 2022.
Литература
- Каталог к выставке живописи и графики Д. Черкеса и Н. Цейтлина, М., Оргкомитет Союза Советских художников СССР, Московский Союз Советских художников, 1956
- Гинзбург С. «Рисованный и кукольный фильмы.» «Искусство», 1957
- Капланова С. «Даниил Яковлевич Черкес». , М.,Советский художник, 1962
- Харламский Ю. «Художники маринисты — романтики моря»., М., Советский художник,1967
- Каталог персональной выставки Д. Я. Черкес, М.,Советский художник, 1970 (Московская организация Союза художников РСФСР)
- Черкес Даниил Яковлевич // Художники / сост. М. М. Казас, Р. А. Айваз. — СПб. : ООО Издательский дом «Galina scripsit», 2006. — Т. 5 : Культура крымских караимов (тюрков). — С. 364—373. — (Караимская народная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. М. М. Казас ; 1995—2007). — ISBN 5-901495-14-7.
- Журнальные и газетные статьи
- «В мастерской художника». Газета «Автогигант», 15 мая, 1935
- Лавренёв Б. «Художники маринисты». М.,"Искусство" № 3, 1954
- Старосельский И. «В мастерских маринистов. У художника Д. Черкеса», газета Водный транспорт № 103(3213), 28 августа 1954
- «Пейзажи родных просторов», газета Вечерняя Москва, 18 сентября, 1970
- Плахова М. «Афиша искусств: Поэзия необычного.», газета Советская Культура, 1 октября 1970