Перейти к содержанию

Герцогиня Альба в белом

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсиско Гойя
Герцогиня Альба в белом
исп. La duquesa de Alba de blanco
Холст, масло. 192 × 128 см
Коллекция герцога Альба, Мадрид

«Герцогиня Альба в белом» (исп. La duquesa de Alba de blanco) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная маслом на холсте в 1795 году. Она представляет собой портрет в полный рост (192 на 128 см) Марии Каэтаны де Сильвы, 13-й герцогини Альбы. «Герцогиня Альба в белом» входит в число нескольких её портретов, созданных Гойей в тот же период. Эта картина ныне находится в собственности у рода Альба[англ.] и хранится в мадридском дворце Лирия[англ.]. На полотне изображена Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба. Эта работа — один из многих её портретов, написанных Гойей примерно в одно время, и её обычно сравнивают с «Герцогиней Альбой в чёрном» тех же размеров, но выполненной в совсем другой тональности и написанной два года спустя после «Герцогини Альбы в белом», сразу после смерти в возрасте 39 лет её мужа — Хосе Альвареса де Толедо[1]. Герцог и герцогиня Альба занимали высокое положение при испанском дворе 1790-х годов, пользуясь уважением и славясь своей образованностью[2].

Портрет впервые упоминается в письме Гойи от 2 августа 1794 года, адресованном его другу Мартину Сапатеру[англ.], в котором говорится о том, что художника попросили написать портреты герцога и герцогини Альба в натуральную величину.

Описание

«Герцогиня Альба в чёрном», 1797 год, Испанское общество Америки[англ.], Нью-Йорк. Здесь Мария Каэтана позирует в платье махи с глубоким вырезом. Она согласилась на этот образ, поскольку он мог представить её как «женщину из народа»[3]. Гойя не хотел расставаться с этим портретом: он хранился у него в течение не менее 15 лет после написания[1].

Палитра картины состоит из белого, красного, синего и коричневого цветов[2]. По словам Хьюза, она преимущественно «построена вокруг двух мотивов — красного и белого», а чёрный, другой основной цвет картины, представлен её тёмными вьющимися волосами[1].

Герцогине Альбе в момент написания этого портрета было 33 года (средний возраст для того времени), и она недавно излечилась от продолжительной болезни[2]. Она написана с любовью — как исключительная красавица, обаятельная, остроумная и образованная женщина[4]. Герцогиня стоит в величавой позе и проницательным взглядом смотрит прямо на зрителя. Она одета в длинное ниспадающее белое платье из белой муслиновой ткани с золотым шитьём во французском стиле — гораздо более элегантное, чем платье махи на картине 1797 года[1]. Герцогиню украшают белые жемчужные серьги, широкий красный или алый пояс и отделка, красное жемчужное ожерелье и бусы, а также красные банты на груди и в волосах. Собачка породы бишон-фризе стоит рядом с ней, на одной из её задних лап повязана красная лента.

Её левую руку украшают золотые драгоценности на запястье и выше локтя. Герцогиня своим указательным пальцем правой руки направляет взгляд зрителя на надпись на земле — «A la duquesa de Alba Fr. de Goya 1795»[5].

На почти неоклассический стиль платья герцогини, возможно, повлиял стиль английских художников Томаса Гейнсборо, Уильяма Хогарта, Джорджа Ромни и Джошуа Рейнольдса, с работами которых Гойя, вероятно, был знаком по чёрно-белым репродукциям[1].

Портрет во многом носит официальный характер. Изображение герцогини на природе с демонстрацией её владений на заднем фоне призвано подчеркнуть её богатство[2]. Поскольку герцогиня Альба пользовалась большим уважением и славилась сильным характером, считается, что её мнение и указания оказали значительное влияние на написание этого портрета.

Многие искусствоведы высказывают предположение, что между художником и моделью существовала любовная связь, хотя никаких доказательств этого не сохранилось. Скептики утверждают, что, поскольку герцогиня Альба славилась своей красотой, богатством и независимым характером, её вряд ли бы смог заинтересовать успешный, но значительно более старший и больной Гойя. Известно, что два портрета Альбы в полный рост имели важное значение для художника. «Герцогиня Альба в чёрном» находилась в его личной собственности не менее 15 лет. Роберт Хьюз[англ.] охарактеризовал «Герцогиню Альбу в белом» как портрет, пригодный для «полуобщественного потребления»[3]. Искусствовед Дженис Томлинстон писала в 1994 году, что «независимо от того, насколько либеральной покровительницей она могла быть, маловероятно, что она приняла бы портрет, который так беспощадно подчёркивал её гордыню и высокомерие»[6].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Hughes, 162
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Symmons, Sarah. «The Woman in White: Goya’s first portrait of the Dutchess of Alba», 2000
  3. 3,0 3,1 Hughes, 161
  4. Connell, 103
  5. Du Gué Trapier, Elizabeth. «Only Goya». The Burlington Magazine, 102.685, 1960. 158—161
  6. Tomlinston, 108

Источники

  • Connell, Evan S. Francisco Goya: A Life. New York: Counterpoint, 2004. ISBN 1-58243-307-0
  • Forty, Sandra. 'Francisco De Goya. TAJ, 2014. ASIN B00USAESNM
  • Hughes, Robert. Goya. New York: Alfred A. Knopf, 2004. ISBN 978-0-394-58028-9
  • Morales y Marín, José Luis. Goya: a catalogue of his paintings. Real Academia de Nobles y Bellas Artes de San Luis, 1997
  • Tomlinston, Janis. Francisco Goya y Lucientes. Phaidon Press, 1994. ISBN 978-0-7148-2912-8