Гермоген (патриарх Московский)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Гермоген, Патриарх Московский»)
Патриарх Гермоген
Патриарх ГермогенМиниатюра из Царского титулярника
патриарх Московский и всея Руси
3 (13) июля 1606 — 24 марта (3 апреля1611
Церковь Русская православная церковь
Предшественник патриарх Игнатий
Преемник патриарх Игнатий
митрополит Казанский и Астраханский
13 (23) мая 1589 — 3 (13) июля 1606
Предшественник Тихон
Преемник Ефрем (Хвостов)

Имя при рождении Ермолай
Рождение около 1530
Смерть 17 (27) февраля 1612(1612-02-27)
Чудов монастырь, Москва
Принятие монашества 1587 год
Епископская хиротония 13 (23) мая 1589
Канонизирован 12 (25) мая 1913
Лик святости священномученик
День памяти
  • 17 февраля (2 марта) — преставление
  • 12 (25) мая — прославление в лике святителей
Почитается православие

Патриа́рх Гермоге́н (Ермоге́н[1], в миру Ермолай; ок. 1530, Казань — 17 (27) февраля 1612, Москва) — патриарх Московский и всея Руси (16061611, в заточении с 1 (11) мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской православной церковью.

Дни празднования священномученику Ермогену: 17 февраля (1 марта) в високосный год или 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы — преставление, а также 12 (25) мая — прославление в лике святителей.

Биография

Начало пути

Родился около 1530 года. Происхождение Гермогена остаётся предметом споров. Есть мнения, что он из рода Шуйских, либо из Голицыных[2], либо незнатного происхождения[3]. Возможно, он происходил из Донских казаков[4][5]. Ещё подростком ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. Первые достоверные известия о Гермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. В 1580-х годах был священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный»[4]. В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудове монастыре в Москве.

Митрополит Казанский

Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России

13 (23) мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. 9 (19) января 1591 года святитель Гермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определённый день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трёх мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, пленённый татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращённые татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и петь им вечную память. В ответ патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трёх мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Гермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трём казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью[6]. Святитель Гермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства[4]. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами[5]. В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей архиепископа Казанского Германа (Садырева-Полева) из Москвы в Свияжский Успенский монастырь[5].

Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»[7]. В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре, и составил их первое краткое житие.

Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырём. В 1595 году он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича[5]. Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек[8]. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия.

Патриаршество

Выбор патриарха в России был исключительно предоставлен усмотрению и воле государя, церковный собор лишь подтверждал этот выбор. Василий Шуйский, низвергнув Лжедмитрия I, низложил Игнатия, и на его место поставил патриархом своего сторонника — Гермогена[9]. Василий Шуйский решил сделать Гермогена патриархом как «врага предшествовавшего правительства»[10].

Пётр Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Конец XIX — начало XX века. Патриаршая резиденция в Чистом переулке

3 (13) июля 1606 года Гермоген стал патриархом. Оставался сторонником Василия Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II, поддерживал его в подавлении восстания Болотникова и противился его свержению[11].

Арсений Елассонский сообщал в воспоминаниях, что патриарх Гермоген вместе с боярами и московскими жителями составили заговор с целью свержения царя Василия Шуйского, на место которого они хотели поставить царём польского королевича Владислава. В результате заговора они не только свергли Василия с царского престола, но и против желания Василия Шуйского постригли его монахи, заточив в Чудов монастырь; против желания была пострижена в монахини и жена Василия Шуйского — Мария, заточённая в монастырь Иоанна Предтечи[12][13][14].

В Новом летописце события свержения Василия Шуйского изложены по-другому. Согласно Новому летописцу, Гермоген был противником свержения и насильственного пострижения Василия Шуйского и уже после пострижения Василия продолжал называть Шуйского царём, а иноком называл Василия Тюфякина (умер в 1595 году); последний, согласно Новому летописцу, произносил иноческие обеты за Василия Шуйского[15].

Гермоген выдвигал непременным условием воцарения польского королевича католика Владислава Сигизмундовича принятие им православия[11]. Без принятия православия московское правительство вместе с москвичами в конце августа 1610 года избрало царём России польского королевича Владислава. К присяге Владиславу и его потомству были приведены жители Москвы 27 августа 1610 года; архиереи, бояре, синклит двора и народ Москвы отправили к польскому королю Сигизмунду посольство, возглавляемое митрополитом Филаретом (Романовым), с подарками и ходатайством — прислать на московское царство его сына Владислава[13][14][16][17][18]. Гермоген оставался противником введения польского гарнизона в столицу, для этой цели он собрал в сентябре 1610 года большое количество дворян и служилых людей; на собрании обсуждался вопрос, как бы нарушить присягу (крестное целование), данное Владиславу и отказаться от приглашения на царство Владислава. Однако, эта попытка была пресечена Фёдором Мстиславским[19].

Король Сигизмунд III не хотел утверждать договор, заключённый Жолкевским, и не хотел отдать своего сына Владислава на московское царство, желал сам быть русским царём, из-за этого произошли волнения в Рязани, Калуге и в других русских городах. В то время как московские бояре продолжали ждать приезд Владислава на московское царство, Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий подняли восстание и сформировали первое народное ополчение против поляков, находившихся в Москве. Ходили слухи, что восстание городов произошло по совету патриарха Гермогена, однако сам патриарх отрицал это. Восстание было подавлено, в подстрекательстве к восстанию и ответственности за массовые убийства был обвинён Гермоген. Без Архиерейского собора Гермоген боярами был лишён патриаршества, с него было снято архиерейское облачение, и в качестве простого монаха Гермоген был заключён в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря[13]. Вместо него бояре вывели оттуда прежнего патриарха Игнатия и посадили на патриаршем престоле. В Светлый понедельник 1611 года первое народное ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осаждённые в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал:

Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру.

Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей[20]. 17 (27) февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер. Высказываются разные мнения о причине смерти Гермогена: «по рассказу современников, уморили голодной смертью»[10], был убит[11].

Состояние Русской Церкви; сочинения Гермогена

Павел Чистяков. «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков». 1860. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Гермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. Летописцем «Воскресенской летописи» XVII века называют патриарха Гермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени[6]. Церковная деятельность характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению.

При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправностью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября (13 декабря)) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян — в неблагоговейном отношении к богослужению.

Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594), послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598), патриотические грамоты и воззвания, обращённые к русскому народу (1606—1613). Патриарх писал к мятежникам:

Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся.

Почитание и прославление

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1910-е годы

В 1652 году его останки по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудове монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-западном углу Успенского собора, где они пребывают и ныне.

Прославлен в лике святых 12 (25) мая 1913 года (год 300-летия дома Романовых, за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву) как священномученик[21]; богослужения в Московском Кремле возглавлял патриарх Антиохийский Григорий IV; присутствовала великая княгиня Елисавета Феодоровна[22]. Император Николай II в тот день возвращался из Берлина в Царское Село и направил на имя обер-прокурора Святейшего синода Владимира Саблера телеграмму из Кошедар: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию <…>, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении»[23].

Рака Гермогена, заказанная Николаем II

Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 (26) мая 1913 года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря[22][24].

11 и 12 (25) мая 1913 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золочёным бронзовым шатром, изготовленным царём Михаилом Фёдоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и обер-прокурор Святейшего синода Саблер[25].

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, — протоиерей Илия Гумилевский).

Памятник патриарху Гермогену в Москве

12 (25) мая 2013 года в память столетия причисления его к лику святых открыт памятник патриарху Гермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля[26]. Памятник создан коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

В декабре 2014 года памятник патриарху Гермогену, изготовленный на средства епархии и армянской общины города Альметьевска, был открыт на территории у Казанского кафедрального собора Альметьевска[27].

4 ноября 2023 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери и День народного единства, памятник патриарху Гермогену был открыт в Нижнем Новгороде на Зеленском съезде напротив Казанского храма (скульпторы Ирина Макарова и Максим Батаев)[28].

В культуре

Примечания

  1. Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется Гермогеном. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Священный синод, так как он сам подписывался именем Ермоген. По мнению историка И. Басина, причиной стало желание «уничтожить всякую нехорошую эмоциональную связь между именем святого и между именем епископа Гермогена, восставшего против Распутина» ([1]). Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine.
  2. Николай Лихачев в 1893 году указывал, что «происхождение его от князей Голицыных — пока только сенсационная утка, хотя, надо сознаться, в высшей степени интересная».
  3. Православный образовательный портал «Слово». Дата обращения: 24 сентября 2011. Архивировано 28 июля 2013 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Андрей Самохин на сайте Православие.ру. Архивная копия от 7 января 2014 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Высоцкий Н. Г. Гермоген, патриарх Московский // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  6. 6,0 6,1 Православие в Татарстане.
  7. Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским. Чудеса от Казанской иконы Божией Матери, описанные Патриархом Ермогеном. Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine
  8. Жилкин В. Патриарх Ермоген и Смутное время. Архивная копия от 3 октября 2011 на Wayback Machine // Русский дом. — № 5. — 2002.
  9. Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий. Архивная копия от 7 апреля 2022 на Wayback Machine / Сергиев Посад: Тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1906. — 121 с.
  10. 10,0 10,1 Гермоген, патриарх всероссийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. 11,0 11,1 11,2 Гермоген / Дробленкова Н. Ф. // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  12. Дмитриевский А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря : (С фототип. портр. (иконою) архиеп. и его факсимиле на рус. яз.) / А. Дмитриевский. — Киев : Тип. Имп. У-та св. Владимира, 1899. — (4), 234, 2 с. — С. 146—147.Архивная копия от 29 мая 2022 на Wayback Machine
  13. 13,0 13,1 13,2 Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории. // Хроники Смутного времени. — М.: Фонд Сергея Дубова, 1998. — С. 187—190.
  14. 14,0 14,1 Николай Карамзин. История государства Российского. Т. XII. Гл. IV. Низвержение Василия и междуцарствие. Г. 1610—1611. Присяга Владиславу.
  15. Ч. 8: С 1583 до 1630 года // Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. — В Санктпетербурге: При Императорской Академии наук, 1792. — С. 138—140. — (2), 18, 256 с.
  16. Договорная запись, данная польскому гетману Станиславу Жолкевскому: о упрошении польского королевича Владислава Сигизмундовича к принятию российской короны, по содержанию статей, в сем договоре помещенных, и об отправлении для сего к отцу его королю Сигизмунду III российского посольства. — Писана 1610, в августе
  17. Договорная Запись Польского Гетмана Станислава Жолкевского, заключенная в обозе под Москвой с Российскими Боярами Князем Федором Ивановичем Мстиславским, Князем Василием Васильевичем Голицыным и Федором Ивановичем Шереметевым, с Окольничим Князем Данилом Ивановичем Мезецким и Думными Дьяками Василием Телепневым и Томилою Луговским об упрошении Польского Королевича Владислава Сигизмундовича к принятию Российской Короны по содержанию статей, в сем договоре помещенных, и об отправлении для сего к отцу его Королю Сигизмунду III Российского посольства. — Писана 1610 года, 17 августа.
  18. Платонов С. Ф. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 1. / РАН. Отд. историко-филологических наук. Институт славяноведения. Археографическая комиссия. Российская национальная библиотека; отв. ред. С. О. Шмидт, сост. В. В. Морозов, А. В. Сиренов. — М.: Наука, 2010. — С. 72.
  19. {{книга |ссылка=https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789/218505/1/MTAwMDA4MDlfSXN0b3JpeWEgTW9za3Z5ICB2IDYgdC4gIEFrYWQuIG5hdWsgU1NTUiwgSW4tdCBpc3QucGRm |заглавие=История Москвы : в 6 т.|ответственный= АН СССР, Ин-т истории. |место =М. |издательство= Изд-во Акад. наук СССР, 1952—1959 |том= 1: Период феодализма, ХII—ХVII вв. / ред.: С. В. Бахрушин и др.|год= 1952|страниц= (12), 777|страницы= 327|часть= Захват Москвы интервентами и борьба с ними русского народа (1610—1611)
  20. Митрополит Макарий (Булгаков). Часть 5. История Русской Церкви в период её самостоятельности (1589—1881). Патриаршество в России (1589—1720). Отдел 1. Патриаршество Московское и всея Великой России и Западнорусская митрополия (1589—1654). // История Русской Церкви. В 5 частях. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 560 с. Архивная копия от 12 мая 2022 на Wayback Machine
  21. Подробное описание торжества прославления см.: Торжество прославления святейшего патриарха Ермогена. // Московские церковные ведомости. — 18.05.1913. — № 20. — С. 389—396.
  22. 22,0 22,1 Правительственный вестник. — 18 (31) мая 1913. — № 108. — С. 4.
  23. Высочайшая телеграмма статс-секретарю В. К. Саблеру. // Московские церковные ведомости. — 18.05.1913. — № 20. — С. 386.
  24. Освящение первого храма в честь святителя Ермогена. // Московские церковные ведомости. — 18.05.1913. — № 20. — С. 396—398.
  25. Правительственный вестник. — 17 (30) мая 1914. — № 106. — С. 4—5.
  26. Освящение памятника Патриарху Ермогену. Православие.Ru, 26.05.2013. Архивная копия от 23 июня 2013 на Wayback Machine
  27. В Альметьевске установлен памятник Патриарху Гермогену. Официальный сайт Московского патриархата (19.12.2014). Архивировано 25 мая 2019 года.
  28. В Нижнем Новгороде открыт памятник Святейшему Патриарху Гермогену. Патриархия.ру, 05.11.2022.
  29. «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста…» Информационно-дискуссионный портал Справедливо Онлайн. (недоступная ссылка)
  30. Царский путь - Московский Театр Русской Драмы. www.rus-drama.ru. Дата обращения: 15 марта 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.

Литература

Ссылки