Гай Фанний
Гай Фанний | |
---|---|
лат. Gaius Fannius | |
147 год до н. э. | |
народный трибун Римской республики
|
|
142 год до н. э. (предположительно) | |
претор Римской республики
|
|
132 или 126 год до н. э. | |
со 129 года до н. э. или с более раннего времени | |
консул Римской республики
|
|
122 год до н. э. | |
|
|
Дата рождения | II век до н. э. |
Дата смерти | после 122 года до н. э. |
Род | Фаннии |
Отец | Гай Фанний Страбон или Марк Фанний |
Супруга | Лелия Младшая |
Дети | Гай Фанний (предположительно) |
Гай Фа́нний (лат. Gaius Fannius; II век до н. э.) — древнеримский военачальник, политический деятель и писатель, участник «кружка Сципиона». В молодости принимал участие в Третьей Пунической войне и войнах в Испании, где проявил большую храбрость: в частности, он вторым поднялся на стену Карфагена во время решающего штурма. В качестве претора сыграл важную роль в римско-иудейских отношениях. Был другом Тиберия и Гая Гракхов; благодаря поддержке последнего добился консульства на 122 год до н. э., но вскоре перешёл на сторону врагов Гракха и, в частности, выступил против предоставления римского гражданства италикам.
Гай Фанний написал «Анналы», от которых сохранились только фрагменты. Ему принадлежит также одна из лучших речей эпохи, хотя в целом Фанний считался посредственным оратором.
Возможно, в биографии Гая Фанния смешались факты о двух разных людях с одним именем. Свидетельства об этом сохранились в ряде сочинений Цицерона. «Проблема Фанния» стала предметом дискуссии в историографии и до сих пор не получила однозначного решения.
Биография
Происхождение
Гай Фанний принадлежал к недавно возвысившемуся плебейскому роду. Из-за лакуны в консульских фастах неизвестно, какой преномен носили его отец и дед. Гай Фанний Страбон, homo novus, достигший консульства в 161 году до н. э.[1], мог быть отцом или дядей Гая[2], а народный трибун 180-ых годов Гай Фанний — дедом[3].
Начало карьеры
С молодых лет Гай Фанний принадлежал к окружению Сципиона Эмилиана. Его имя называют вместе с именами таких близких друзей Сципиона, как Гай Лелий Мудрый, Спурий Муммий, Маний Манилий[4].
Свою карьеру Гай Фанний начал, как это было принято, с военной службы. Во время Третьей Пунической войны он состоял в штабе Сципиона Эмилиана, возглавившего африканскую армию[5]. Предположительно в 147 году до н. э. он был легатом[6]. Согласно сочинению самого Фанния, использовавшемуся Плутархом при работе над «Сравнительными жизнеописаниями», при взятии Карфагена в 146 году до н. э. Гай был рядом с Тиберием Семпронием Гракхом, первым взошедшим на городскую стену, «и разделил с ним славу этого подвига»[7].
Вероятно, уже в 142 году до н. э. Фанний занимал должность народного трибуна[8][9], причём, по словам Цицерона, его трибунат «был направляем советами и авторитетом Публия Африкана», но «прошёл не без славы»[10]. Этим же годом в историографии датируют и брак Фанния и дочери Гая Лелия, заключённый для сплочения сципионовского политического лагеря[11]. В 141—140 годах до н. э. Фанний воевал в Испании под командованием Квинта Фабия Максима Сервилиана. В одном из сражений с Вириатом он «проявил свою блестящую храбрость» при отражении атаки лузитанов на римский лагерь, когда многие легионеры, не желая сражаться, попрятались в своих палатках[12][13].
Позже Фанний был претором. В этом качестве он сыграл важную роль при возобновлении союза с Иудеей, чей первосвященник Иоханан Гиркан прислал в Рим посольство[14]. Точных датировок здесь нет: существует гипотеза относительно 132 года до н. э.[15], и в этом случае получением магистратуры Фанний был обязан влиянию Сципиона Эмилиана[11]; но Цицерон в трактате «О государстве» называет Фанния в связи с событиями 129 года до н. э. всего лишь квесторием (то есть человеком, поднявшимся в своей политической карьере ещё только до квестуры)[16]. Классический справочник Томаса Броутона называет в качестве предполагаемой даты претуры 126 год[17].
Консульство
По мнению Фридриха Мюнцера, Фанний уже в 130 и 129 годах до н. э. претендовал на консульство, но добиться этой должности у него не получилось[11]. После смерти Сципиона Эмилиана его «кружок», видимо, потерял всякое политическое значение, так что Фанний не мог рассчитывать на поддержку старых друзей[18]. Достичь высшей точки своей карьеры ему удалось только в 122 году до н. э. благодаря активной поддержке народного трибуна Гая Семпрония Гракха, стремившегося укрепить таким образом свои позиции в противостоянии сенату[19]. Внезапное вмешательство Гракха в предвыборную кампанию обеспечило Фаннию огромное преимущество перед другими соискателями и, в частности, лишило шансов на победу ставленника сената Луция Опимия[20].
Получив консульство, Фанний сосредоточил в своих руках большую власть в городе, так как его коллега Гней Домиций Агенобарб весь год провёл в Галлии[21][15]. В ситуации острой борьбы между Гракхом и сенатом консул занял сторону последнего; так, накануне голосования о судьбе ряда законодательных инициатив Гая Семпрония Фанний приказал выдворить из города всех италиков, чтобы уменьшить число сторонников народного трибуна[22]. Важнейшей из этих инициатив было предложение предоставить гражданство всем латинам и права латинов всем союзникам, но Фанний произнёс «искусную и возвышенную» речь против этого законопроекта (De sociis et nomine latino contra C. Gracchum)[23], в которой обратился к римлянам с вопросом:
Неужели вы думаете, что, предоставив латинам гражданские права, вы и впредь будете стоять здесь в народном собрании, как вы стоите теперь передо мной, или что вы и впредь будете занимать те же места, что теперь, на всех играх и развлечениях? Неужели вы не понимаете, что эти люди заполнят все места?
— Моммзен Т. История Рима. Ростов н/Д., 1997. Т. 2. С. 90-91.[24].
Голосование по этому законопроекту, вероятно, так и не состоялось[25]. Гай Семпроний Гракх погиб уже в следующем году, когда просенатские силы возглавлял Луций Опимий; о роли Гая Фанния в этих событиях ничего не известно, так же как и о последующей его судьбе[26].
Положение Фанния в 122 году до н. э. сравнивают с положением Гая Мария во время его шестого консулата (100 год до н. э.): в обоих случаях консул, сосредоточивший в своих руках власть над городом, вынужден был ради сохранения порядка поддержать сенат против своего союзника-трибуна и сразу после этого сошёл с политической сцены; Марий ушёл в тень только на некоторое время, а Фанний — окончательно[15].
Литературная деятельность
Гай Фанний был в числе римских историков, перешедших в подражание Катону Цензору с греческого на латынь[27]. Он написал историческое сочинение, получившее традиционное название — «Анналы» (Annales) — и описывавшее период от древнейших времён до современных автору[28]. Действие сочинения начиналось с прибытия в Италию Энея, и события до начала Пунических войн описывались очень сжато[29] (правда, есть предположение, что Фанний описал только современные ему события[30]). По примеру Катона Фанний включал в свой труд речи исторических деятелей (так произошло с речью Квинта Цецилия Метелла Македонского против Тиберия Гракха[31]); возможно, таким образом он старался показать мотивы действия исторических личностей «в духе Полибия»[32]. Новые принципы систематизации материала были им отвергнуты в пользу старой летописной манеры[33].
В одном из сохранившихся фрагментов первой книги своего труда Фанний настаивает на необходимости для историка опыта политической деятельности:
Когда из деятельной жизни мы в состоянии извлечь урок, многие вещи, которые в настоящий момент кажутся положительными, оказываются впоследствии отрицательными, и многие оказываются совершенно непохожими на те, какими они казались раньше.
— Дуров В. Художественная историография Древнего Рима. М., 1993. С. 26.[34]
.
Сохранились ещё несколько цитат из «Анналов». В одной из них Фанний утверждает, что для Сципиона Африканского была характерна ироничность в духе Сократа[35], демонстрируя таким образом свою образованность[32]; в другой упоминается город Дрепана, так что речь там может идти либо о Первой Пунической войне, либо о Первом сицилийском восстании рабов[36].
Цицерон в «Бруте» называет этот труд «написанным совсем не бездарно» и «не лишённым изящества, хотя и далёким от совершенства»[37], но в его же диалоге «О законах» Аттик упоминает Фанния как одного из скучных историков, утверждая, что Целий Антипатр писал намного занимательнее[38]. Саллюстий ценил Фанния за правдивость[28]; Марк Юний Брут составил извлечение из его «Анналов»[39]. Плутарх, видимо, использовал труд Фанния при работе над своими «Сравнительными жизнеописаниями»[28]. Но при всём этом невозможно выяснить, насколько сильно Фанний повлиял на всю последующую традицию латинского историописания; уверенно можно утверждать только, что его сочинение стало важным источником о временах Гракхов[40]
Фанний имел репутацию посредственного оратора, из-за чего многие считали, что самую удачную его речь (против Гракха) написал Гай Персий или целый коллектив римских нобилей; якобы поэтому она и стала одной из лучших речей того времени. Цицерон предполагает, что эта речь всё же была написана Фаннием, поскольку у последнего был ораторский опыт (главным образом судебный) и поскольку информация о другом авторстве была бы использована политическими противниками оратора[41]. Марк Туллий приводит начало речи, составленное в стихотворном размере пеан: «Если страх вам внушит то, чем нам он грозит»[42]. Слухи о коллективном авторстве в этом случае могли быть связаны с тем, что речь Фанния озвучивала мнение по конкретной политической проблеме всего сенатского большинства[36].
Веллей Патеркул называет Фанния в числе выдающихся римских ораторов II века до н. э.[43].
Семья
Фанний был женат на Лелии Младшей, дочери Гая Лелия Мудрого; именно по настоянию тестя он стал учеником философа Панетия. Лелий при выборах в коллегию авгуров поддержал не этого своего зятя, а второго — мужа старшей дочери, Квинта Муция Сцеволу Авгура; за это Фанний невзлюбил тестя[37][44], хотя позже он, видимо, всё-таки стал авгуром[45][46].
Проблема двух Гаев Фанниев
Ещё в античную эпоху существовали предположения, что было двое разных политических деятелей и ораторов, носивших имя Гай Фанний. В 46 году до н. э. в трактате «Брут» Цицерон написал, что один из Фанниев, сын Гая, был народным трибуном, консулом и противником Гракха; второй, сын Марка, был зятем Лелия и историком, «человеком более жёстким и по характеру, и по складу речи»[47][48], и в 129 году до н. э., спустя 13 лет после трибуната первого Фанния, был всего лишь молодым квесторием[16].
К 45 году относится не вполне ясное сообщение Цицерона в одном из писем к Аттику:
…Меня смущало в сделанном Брутом извлечении из записок Фанния то, что было в конце, и я, следуя этому, написал, что этот Фанний, который написал историю, — зять Лелия. Но ты меня поправил с геометрической точностью, тебя же теперь — Брут и Фанний. Так, как сказано в «Бруте», я все-таки взял из хорошего источника — у Гортенсия. Итак, исправишь это место.
— Цицерон. К Аттику, XII, 5, 3.[39]
Теодор Моммзен предположил, исходя из этой клаузулы, что уже после написания «Брута» Аттик убедил Цицерона в тождественности историка Фанния политику Фаннию; при этом Марк Туллий думал, что этот единственный Фанний был сыном Гая (видимо, консула 161 года до н. э.), но из составленной Брутом эпитомы выяснилось, что отца историка звали Марк[49]. Согласно этой гипотезе, Гай Фанний, сын Гая, вероятно, существовал, но умер совсем молодым, не оставив следа в дошедших до нас источниках. При этом Цицерон о нём всё же что-то слышал и решил, что часть сведений о Гае Фаннии относится к этому персонажу[50].
В письме, датированном 11 ноября 44 года, Цицерон называет народного трибуна Гая Фанния уже сыном Марка[51].
По мнению Фридриха Мюнцера, Гаев Фанниев действительно было двое, и они могли быть сыновьями двух братьев — Гая Фанния Страбона, консула 161 года до н. э., и некоего Марка Фанния — и внуками Гая Фанния, народного трибуна 187 года до н. э. При этом представитель старшей ветви (сын Гая) в 146 году до н. э. воевал в Африке, а сын Марка — в Греции[52]. У Полибия действительно упоминается военный с таким именем, которого пропретор Квинт Цецилий Метелл направил из Македонии в Коринф, чтобы убедить ахейцев не начинать войну против Рима; эта миссия закончилась полной неудачей[53][54].
Именно сын Марка, согласно Мюнцеру, сделал политическую карьеру (на ранних этапах благодаря Сципиону Эмилиану), стал зятем Гая Лелия и противником Гая Гракха. Сын Гая, напротив, брал Карфаген вместе с Тиберием Гракхом, а позже написал «Анналы»[52]. Сейчас многие учёные считают, что за большинством деталей биографии Гая Фанния стоит сын Марка, консул 122 года и противник Гракха[55][56].
Существует гипотеза, что историк Гай Фанний был сыном консула 122 года до н. э.[30]
Гай Фанний в культуре
Гай Фанний стал участником двух диалогов Цицерона — «О дружбе»[57] и «О государстве»[58]; действие обоих происходит в 129 году до н. э., и собеседниками Фанния являются его тесть Лелий, свояк Квинт Муций и старший друг и покровитель Сципион Эмилиан.
Фанний действует также в романе Милия Езерского «Гракхи». Здесь он назван «хитрым, льстивым притворщиком». Но в отличие от Луция Опимия Фанний, борясь с Гаем Гракхом, страдает от мук совести.
Примечания
- ↑ Fasti Capitolini, 161 год до н. э..
- ↑ Münzer F., 1920, s.427-442.
- ↑ Münzer F., 1920, р.437.
- ↑ Трухина Н., 1986, С.133.
- ↑ Трухина Н., 1986, С.129.
- ↑ Broughton T., 1951, р.464.
- ↑ Плутарх, 2001, 4.
- ↑ Цицерон, 2010, К Аттику XVI, 13, 2.
- ↑ Broughton T., 1951, р.475.
- ↑ Цицерон, 1994, Брут, 100.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Münzer F., 1920, s.439.
- ↑ Аппиан, 2002, 87.
- ↑ Симон Г., 2008, с.169.
- ↑ Иосиф Флавий, 1999, XIII, 9, 2.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Fannius 7, 1909, s.1989.
- ↑ 16,0 16,1 Цицерон, 1966, О государстве I, 18.
- ↑ Broughton T., 1951, р.508.
- ↑ Заборовский Я., 1977, с.189.
- ↑ Плутарх, 2001, 29.
- ↑ Плутарх, 2001, 32.
- ↑ Broughton T., 1951, р.516.
- ↑ Плутарх, 2001, 33.
- ↑ Цицерон, 1994, Брут, 99.
- ↑ Моммзен Т., 1997, с. 90-91.
- ↑ Гай Семпроний Гракх на сайте «История Древнего Рима» . Дата обращения: 24 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Fannius 7, 1909, s.1990.
- ↑ Трухина Н., 1986, с. 165.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 История римской литературы, 1959, с. 127.
- ↑ Дуров В., 1993, с. 25.
- ↑ 30,0 30,1 Фон Альбрехт М., 2003, с. 424.
- ↑ Цицерон, 1994, Брут, 81.
- ↑ 32,0 32,1 Фон Альбрехт М., 2003, с. 425.
- ↑ Покровский М., 1942, с. 84-85.
- ↑ Дуров В., 1993, с. 26.
- ↑ Цицерон, 2004, Учения академиков II, 15.
- ↑ 36,0 36,1 Fannius 7, 1909, s. 1990.
- ↑ 37,0 37,1 Цицерон, 1994, Брут, 101.
- ↑ Цицерон, 1966, О законах I, 6.
- ↑ 39,0 39,1 Цицерон, 2010, К Аттику XII, 5, 3.
- ↑ Fannius 7, 1909, s. 1991.
- ↑ Цицерон, 1994, Брут, 99-100.
- ↑ Цицерон, 1994, Об ораторе III, 183.
- ↑ Веллей Патеркул, 1996, I, 17, 3; II, 9, 1.
- ↑ Бобровникова Т., 2001, С.205.
- ↑ Цицерон, 1974, О дружбе 7.
- ↑ Münzer F., 1920, р.440.
- ↑ Цицерон, 1994, Брут, 99-101.
- ↑ Münzer F., 1920, s. 436-437.
- ↑ Fannius 7, 1909, s. 1987-1988.
- ↑ Münzer F., 1920, р. 441-442.
- ↑ Цицерон, 2010, К Аттику XVI, 13с, 2.
- ↑ 52,0 52,1 Münzer F., 1920, р. 437.
- ↑ Полибий, 2004, XXXVIII, 10.
- ↑ Broughton T., 1951, р. 468.
- ↑ Suerbaum W., 2002, s. 426.
- ↑ Cornell T., 2013, р. 244-247.
- ↑ Цицерон, 1974, О дружбе 3 и далее.
- ↑ Цицерон, 1966, О государстве I, 18 и далее.
Публикации фрагментов
- Hermann Peter: Historicorum Romanorum Reliquiae (HRR). 1870. B. I, S. 139—141.
- Hans Beck, Uwe Walter. Die frühen römischen Historiker. B. 1: Von Fabius Pictor bis Cn. Gellius. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2001. ISBN 3-534-14757-X. S. 340—346.
Источники и литература
Источники
- Аппиан. Иберийско-римские войны // Римская история. — М.: Ладомир, 2002. — С. 50-106. — ISBN 5-86218-174-1.
- Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки. — М.: Ладомир, 1996. — С. 11-98. — ISBN 5-86218-125-3.
- Иосиф Флавий. Иудейские древности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — Т. 1. — ISBN 5-222-00476-7.
- Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи // Сравнительные жизнеописания. — СПб., 2001. — Т. 3. — С. 153-192. — ISBN 5-306-00240-4.
- Полибий. Всеобщая история. — М.: АСТ, 2004. — Т. 2. — 765 с. — ISBN 5-17-024957-8.
- Цицерон. Брут // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 253-328. — ISBN 5-86218-097-4.
- Цицерон. О государстве // Диалоги. — М.: Наука, 1966. — С. 7-88.
- Цицерон. О дружбе // О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М.: Наука, 1974. — С. 31-57.
- Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 75-272. — ISBN 5-86218-097-4.
- Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. — СПб.: Наука, 2010. — Т. 3. — 832 с. — ISBN 978-5-02-025247-9,978-5-02-025244-8.
- Цицерон. Учения академиков. — М.: Индрик, 2004. — 320 с. — ISBN 5-85759-262-8.
- Fasti Capitolini . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 19 августа 2016.
Литература
- Фон Альбрехт М. История римской литературы. — М.: Греко-римский кабинет, 2003. — Т. 1. — 704 с. — ISBN 5-87245-092-3.
- Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 493 с. — ISBN 5-235-02399-4.
- Дуров В. Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Издательство СПбГУ, 1993. — 288 с. — ISBN 5-288-01299-0.
- Заборовский Я. Некоторые стороны политической борьбы в римском сенате (40—20-е гг. II в. до н. э.) // Вестник древней истории. — 1977. — № 3. — С. 182-191.
- История римской литературы. — М.: Издательство АН СССР, 1959. — Т. 1. — 534 с.
- Моммзен Т. История Рима. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 2. — 640 с. — ISBN 5-222-00047-8.
- Покровский М. История римской литературы. — М.: Наука, 1942. — 432 с.
- Симон Г. Войны Рима в Испании. — М.: Гуманитарная академия, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-93762-023-1.
- Трухина Н. Политика и политики "золотого века" Римской республики. — М.: Издательство МГУ, 1986. — 184 с.
- Broughton T. Magistrates of the Roman Republic. — New York, 1951. — Vol. I. — P. 600.
- Cornell T. The Fragments of the Roman Historians. — Oxford: Oxford University Press, 2013. — ISBN 978-0-19-927705-6.
- Münzer F. Fannius 7 // RE. — 1909. — Т. VI, 2. — С. 1987-1991.
- Münzer F. Fanniusfrage // Hermes. — 1920. — № 55. — С. 427-442.
- Suerbaum W. Handbuch der Lateinischen Literatur der Antike,. — München, 2002. — Т. 1. — С. 425-427. — ISBN 3-406-48134-5.