Владимир Каврайский (судно)
ОИС «Владимир Каврайский» | |
---|---|
Служба | |
СССР → Россия |
|
Класс и тип судна | Научно-исследовательское судно |
Оператор |
КСФ СССР → ОДОИС ГС СФ, с 07.2011 — отряд судов обеспечения СФ РФ |
Строительство начато | 25 февраля 1969 года |
Спущен на воду | 31 октября 1969 года |
Введён в эксплуатацию | 31 декабря 1969 года |
Статус | В строю в качестве плавучей казармы |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 3 450 т |
Длина | 70,1 м |
Ширина |
18,1 м (максимальная) 17,5 м (по KBЛ) |
Осадка | 6,4 м |
Мощность | 5400 л. с. |
Движитель | 2× ВФШ |
Дальность плавания | 13 100 миль |
Автономность плавания | 60 суток |
Экипаж | 63 + 17 |
ОИС «Владимир Каврайский»(в\ч 45716) — единственное судно построенное по проекту 97Б[1]. Является гидрографическим ледокольным судном неограниченного района плавания для производства гидрографических работ в Арктике и Северных морях. Входило в состав отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Гидрографической службы Краснознамённого Северного флота[2], после июля 2011 года — перечислено в состав судов обеспечения Краснознамённого Северного флота, и используется в качестве плавучей казармы. С марта 2012 года носит название ПКЗ-86.
Регистр СССР — 1 категория, класс УЛР 4/1 С (ледокол).
Проект
Конструкция
Корпус
Корпус цельносварной с семью водонепроницаемыми переборками с поперечной системой набора. Установлены дублирующие шпангоуты того же профиля, что и основные. Шпация составляет 600 мм (от 13-го до 87-го), остальная – 680 мм. Главным отличием от ледоколов проекта 97 является увеличение длины корпуса судна до 70,1 метра, соответственно водоизмещение судна увеличилась до 3 450 тонн, а осадка до 6,4 метра. Высота борта составила 8,3 метра. Форштевень и ахтерштевень выполнены по схеме лито-сварной конструкции. Ледовый пояс толщиной 16 мм идёт вдоль борта, увеличиваясь до 18 мм к носовой части, что позволяло преодолевать сплошной лед до 80 см, а битый до 2 м. Ширина судна осталась как на пр.97 — 18,1 метра. Надстройка — удлинённая развитая. Увеличение запасов топлива и продовольствия позволили продлить автономное плавание до 60 суток (или 13 100 морских миль) при увеличении экипажа до 63 человек (в том числе 8 человек для обслуживания вертолета) и научной экспедиции до 17 человек[1][3]. Вес перевозимого груза или дополнительного научного оборудования мог составлять до 50 тонн.
Судовые системы и оборудование
Судовые системы и оборудование включали в себя:[4][3][5]
- Креновая система — обеспечивает перекачку балластных вод с борта на борт, для создания или устранения крена в пределах 5°.
- Дифферентная система — изменяет осадку на 1 метр на нос или корму.
- Противопожарная система — состоит из трёх лафетных стволов установленных на ходовом мостике.
- Крановая установка — С-818 способна поднимать груз до 8 тонн на вылете стрелы 18 метров.
- Грузовые стрелы — две стрелы грузоподъемностью по 1,5 тонны каждая установлены на баке.
- Вертолётная площадка — смонтирована на верхней палубе способна принимать вертолёты типа Ка-25.
- Буксирно-швартовочное устройство — двухбарабанная электролебёдка развивающая тяговое усилие в 25 тонн на главном и 10 тонн на вспомогательном барабанах, служит для буксировки судов через буксирный вырез с привальными брусьями и кранцами.
Оборудование связи
- главная радиостанция состоит из передатчика Р654НР «Окунь» и приёмника Р-678Н «Брусника»;
- эксплуатационная радиостанция состоит из передатчика Р-632МЛ «Пламя» и приёмника Р-678Н «Брусника»;
- диспетчерский передатчик Р-625 «Пихта»;
- два передатчика «Плот»;
- радиотрансляция «Каштан».
- БПЧ РТА-80;
Навигационное оборудование
- компас км-100М3 (2 комплекта)
- гирокомпас «Курс-10а2»;
- радиопеленгатор Румб;
- радиолокатор «Дон»;
- эхолот НЭЛ-6;
- эхолот НЭЛ-10;
- эхолот ГЭЛ-3 (2 комплекта);
- лаг ИЭЛ-1;
- радиолокационная станция (РЛС) МР-212/201-3
- навигационная аппаратура потребителей (НАП) АДК-3м, 2А213В, СН3101 (14Ц811);
- ПИ КПФ-5, КПФ-7, ПК-РЕ.
Лабораторный комплекс
Лабораторный комплекс состоял из 8 лабораторий:
- Двух батометрических,
- Камеральной,
- Гравиметрической,
- Геомагнитной,
- Фото,
- Гидрологической,
- Химико-грунтовой.
ГЭУ и дизель-генераторы
ГЭУ — трёхвальная состоит из трёх дизель-электрических силовых установок (ДЭСУ) 13Д100 на основе дизелей типа Д100 и двух двухъякорных генераторов ПН-145, производства Харьковского паровозостроительного завода имени Малышева, общей мощностью 5 400 л. с. Мощность от ДЭСУ передавалась на три гребных электродвигателя. Впервые для строящихся судов в СССР на всех модификациях проекта 97 была применена автоматизированная система электродвижения на постоянном токе, созданная по новым принципам регулирования работы гребных электродвигателей.; работу одного, двух или трёх ДЭСУ на оба кормовых гребных электродвигателя[4][3][5].
На судне имелись три вспомогательных дизель-генератора мощностью по 200 кВт (1800 л.с.) ДГТ 200/1 на основе двигателей 6Ч 25/34, и один стояночный дизель-генератор мощностью 100 кВт. Все они вырабатывали переменный ток. Забор воздуха к ним происходил снаружи, а по подволоку отделения была проложена шумоизоляция из капронового волокна[4].
Движители
Движителями являются два гребных винта из стали со съёмными лопастями — два кормовых диаметром 3,5 метра (шаговое отношение равно 0,65).Судно способно развить скорость по чистой воде в 14,5 узлов. Руль — обтекаемый с литейно-сварной прочностной рамой с обшивкой из листовой стали. Приводная машина руля электрогидравлическая РЭГЗ-6 с ручным приводом[4][3]. Экономический ход — 9,4 узла. Два якоря Холла весом по 2250 кг каждый обеспечивали удержание судна на месте, а длина якорной цепи калибра 46 мм составляла 225 метров.
Строительство
Для нужд Гидрографической службы военно-морского флота СССР на основе ледоколов проекта 97 в ЦКБ-15 под руководством Василевского А. Н. было создано гидрографическое судно. Оно получило имя в честь геодезиста, картографа и астронома Владимира Владимировича Каврайского[3]. Закладка под строительным номером 779 прошла 25 февраля 1969 года на наклонном стапеле судостроительного завода им. Андре Марти в Ленинграде. Главный строитель — Веракса. Спуск на воду состоялся 31 октября 1969 года. 31 декабря 1969 года началась опытная эксплуатация (первый капитан — капитан 3-го ранга Сырков). Приёмку судна осуществил представитель ВМФ СССР — майор Нестеров В. Н.[4] Вторым командиром был Завгородний Виктор; далее — Муренец Сергей, Лев Михаил, Тимофеев Сергей, Тафинцев Павел.
История службы
Флаг гидрографической службы ВМФ СССР был торжественно поднят 25 января 1970 года. Зачислено в состав в/ч 56045 13 июня 1970 года с базированием на Мишуково. С начала постройки классифицировалось как экспедиционное океанографическое судно (ЭОС), с 1973 года — научно-исследовательское судно (НИС), с 1977 года — океанографическое исследовательское судно (ОИС) и с 2011 года — судно обеспечения.
Совместно с другими судами «Абхазия», «Аджария», «Андрей Вилькицкий», «Башкирия», «Василий Головнин», «Семен Дежнев», «Фаддей Беллинсгаузен», «Академик Крылов», «Леонид Соболев», «Иван Крузенштерн», «Адмирал Владимирский», «Леонид Дёмин» с середины 1970-х годов были выполнены почти все гравиметрические площадные съемки.
- 1974 год — Атлантический океан и визит в Сент-Джонс (Канада).
- 1976 год — Атлантический океан и визит в Канаду.
- Июнь-октябрь 1981 года — экспедиция в Гренландское море.
- 1988-1989 год — ремонт в Гданьске.
- 1993 год - визит в Данию ( Торсхавн)
C 1 мая 2008 года ОИС «Владимир Каврайский» исключено из кампании[какой?][6]. С 2011 года судно используется в качестве плавучей казармы.
Судно занесено в Книгу Почета Мурманской области[3].
См. также
- Юрий Лисянский (ледокол) пр.97А
- Семён Дежнёв (ледокол) пр.97А
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Кузнецов, Вебер, Киреев, 1996.
- ↑ Иванов, 2003.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Музалевский, Музалевский, 2010.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Кузнецов, 2009.
- ↑ 5,0 5,1 Козлов, 1980.
- ↑ Дело № 2-1576/2011 . Дата обращения: 8 апреля 2016. Архивировано 17 апреля 2016 года.
Литература
- Кузнецов Л. А., Вебер А. В., Киреев В. Н. и др. Адмиралтейские верфи: Люди, корабли, годы (1926-1996) / Под общей редакцией академика Санкт-Петербургской инженерной академии Александрова В. Л.. — СПб.: «Гангут», 1996. — 392 с. — 5500 экз. — ISBN 5-85875-110-5.
- Гидрографические суда // «Оружие и технологии России» Энциклопедия XXI век / под общ. ред. С. Иванова. — М.: Оружие и технологии, 2003. — Т. VI. «Корабли Военно-морского флота». — 600 с. — ISBN 5-93799-006-4.
- Василевский А. Н. Новый портовый ледокол // Судостроение : журнал. — СПб., 1960. — № 1.
- Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» // Ледоколы проекта 97 и их модификации (рус.) // Морская коллекция : Приложение к журналу «Моделист-Конструктор». — М.: Моделист-Конструктор, 2009. — Вып. 119, № 8.
- Василевский А. Н. История отечественного судостроения. — СПб., 1996. — Т. VI. Судостроение в послевоенный период 1946 – 1991 гг.
- Макеев А. Н., Старшинов В. А. ЦКБ «Айсберг» и развитие арктического флота (рус.) // Судостроение : журнал. — СПб., 1993. — № 11—12.
- Музалевский М. В., Музалевский П. М. Покорители льдов: корабли, капитаны, судьбы / Под редакцией доцента Дёмина А. Л.. — М.: РИЦ «Кавалеръ», 2010. — Т. II. — 104 с. — 500 экз.
- Козлов Л. И. Научно-исследовательские суда, строящиеся по унифицированным проектам (рус.) // Судостроение : журнал. — СПб., 1980. — № 5.
Ссылки
- Проект 97 на сайте russianships.info