Винницкий авиационный завод
Винницкий авиационный завод | |
---|---|
Год основания | 1961[1] |
Расположение |
СССР → Украина, Винница ул. Зулінського, 48 |
Отрасль | авиационная промышленность |
Винницкий авиационный завод (укр. Вінницький авіаційний завод) — предприятие авиационной промышленности Украины, которое осуществляет диагностику, ремонт, техническое обслуживание, переоборудование и модернизацию легкомоторных самолётов и вертолётов советского производства.
История
1961—1991
421-й завод гражданской авиации был создан в сентябре 1961 года на базе 306-х армейских авиаремонтных мастерских[2], осуществлявших ремонт планеров и изготовление авиамишеней.
В 1970-е годы заводом был освоен ремонт вертолёта Ка-26 и его агрегатов.
После 1991
После провозглашения независимости Украины, авиазавод получил новое наименование (государственное предприятие «Винницкий авиационный завод»).
В начале 1990-х годов совместно с АНТК им. Антонова при ремонте Ан-2 для обтяжки крыльев и оперения вместо хлопчатобумажной ткани АСТ-100 начали использовать синтетическую полиэфирную ткань.
В конце 1993 года была начата российско-украинская программа, предусматривавшая развёртывание на Винницком авиазаводе производства многоцелевого вертолёта Ка-228 (варианта Ка-226 с использованием украинских комплектующих: авионики производства киевского завода имени Артема и харьковского ФЭД, а также двигателей АИ-450 из Запорожья). Предполагалось, что выпущенные заводом вертолёты Ка-228 должны заменить требующие замены Ка-26 и Ми-2[3].
В 1999 году завод был внесён в перечень предприятий военно-промышленного комплекса Украины, освобождённых от уплаты земельного налога (размер заводской территории составлял 86,1 га)[4].
12 июля 2001 года правительство Украины приняло закон о государственной поддержке предприятий авиастроительной отрасли Украины, в перечень получающих поддержку предприятий был включён ВИАЗ[5].
В 2002 году заводом был освоен ремонт авиадвигателя АШ-62.
В августе 2006 года было подписано соглашение Винницкого авиаремонтного завода с АНТК им. Антонова, предусматривавшее освоение заводом ремоторизации самолётов Ан-2 с заменой штатного двигателя АШ-62 на турбовинтовой двигатель МС-14 производства "Мотор Сич"[6] (в дальнейшем, этот вариант Ан-2 получил название Ан-2-100).
В начале 2007 года заводу для капитального ремонта и ответственного хранения были переданы пять вертолётов Ми-2 киевского ГП «Универсал-Авиа», однако в июне 2007 года заместитель директора «Универсал-Авиа» Игорь Гладченко, как физическое лицо заключил с ГП «ВиАЗ» договор купли-продажи этой техники по цене 5 тысяч гривен за один вертолёт. После выплаты продавцу 21 тыс. гривен, технику поставили на учёт уже как собственность авиазавода и после завершения ремонта передали государственному предприятию «Укрспецэкспорт» для продажи на экспорт (в начале 2012 года по результатам проверки деятельности завода было установлено, что поставленные на ответственное хранение вертолёты Ми-2 на заводе отсутствуют. В ходе расследования было установлено, что два из пяти вертолётов Ми-2 были проданы в Ливию за 108 тысяч долларов США)[7].
17 октября 2008 года во время испытательного полёта после капитального ремонта разбился Як-18Т, в происшествии пострадали двое работников ВИАЗ, которые находились в кабине самолёта[8][9].
9 июня 2010 года Кабинет министров Украины принял постановление № 405, в соответствии с которым завод вошёл в перечень предприятий авиапромышленности Украины, получающих государственную поддержку[10].
После создания в декабре 2010 года государственного концерна «Укроборонпром», в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины № 374 от 6 апреля 2011 года завод был включён в состав концерна.
По состоянию на начало февраля 2011 года, ВИАЗ был способен проводить капитальный ремонт самолётов Ан-2 и Як-52, вертолётов Ка-26 и Ми-2, а также ремонт авиадвигателя АШ-62, однако находилось на грани банкротства (общая сумма задолженности предприятия составляла 985,3 млн. гривен). В конце февраля 2011 года было объявлено о намерении использовать ВИАЗ для сборочного производства вертолётов Ми-8Т[11]. Вслед за этим, ОАО «Мотор Сич» передала на завод десять вертолётов Ми-2 для их модернизации до уровня Ми-2МСБ[12].
19 августа 2011 года ВИАЗ была предоставлена налоговая льгота (освобождение от уплаты 74,9 % налога за землю до конца 2011 года)[13].
21 октября 2011 завод завершил капитальный ремонт и модернизацию до уровня Ми-2МСБ первых двух вертолётов Ми-2[14] из десяти, поставленных ОАО «Мотор Сич» для ремонта и модернизации (стоимость модернизации каждого Ми-2 составила почти 850 тыс. долларов США)[15].
В сентябре 2013 года по результатам проверки завода сотрудниками территориального управления Госгорпромнадзора в Винницкой области была приостановлена эксплуатация части оборудования (двух электросварочных аппаратов, трёх токарных и четырёх заточных станков)[16].
13 июля 2014 представитель компании «Мотор Сич» сообщил, что вертолёты Ми-2МСБ будут поставлены вооружённым силам Украины, при этом стоимость модернизации одного Ми-2 до уровня Ми-2МСБ составляла 4,5 млн долларов США[17]. 28 ноября 2014 первый вертолёт был передан для испытаний министерству обороны Украины[18]. 6 декабря 2014 на аэродроме Чугуева[19] два модернизированных вертолёта Ми-2МСБ официально передали вооружённым силам Украины[20].
В феврале 2016 года руководство ГК «Укроборонпром» объявило о намерении привлечь предприятие к выполнению государственной программы импортозамещения[21].
В январе 2019 года Фонд государственного имущества Украины включил завод в перечень предприятий и объектов, предназначенных к приватизации и продаже в течение 2019 года[22].
31 октября 2019 года завод начал капитальный ремонт самолёта Ан-2 для 10-й бригады морской авиации военно-морских сил Украины.
16 апреля 2021 года (в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины № 1229 от 9 декабря 2020 г.) завод был выведен из состава ГК "Укроборонпром" и передан в ведение Фонда государственного имущества Украины как "потерявший значение для обороноспособности страны"[23].
Примечания
- ↑ «Мотор Сич» разработает первый украинский вертолет Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // еженедельник "2000" от 28 февраля 2011
- ↑ Распоряжение Совета министров СССР № 2576-рс от 2 сентября 1961 года
- ↑ Григорий Несмянович, Сергей Коваленко. У российского Ка-226 будет и украинский "орнамент" // газета "Красная звезда" от 2 августа 1997, стр.3
- ↑ Постанова Кабінету Міністрів України № 800 від 10 травня 1999 р. «Про затвердження переліку підприємств і розмірів їх земельних ділянок, що звільняються від сплати земельного податку в 1999 році»
- ↑ Закон України № 2660 від 12 липня 2001 р. «Про державну підтримку літакобудівної промисловості в Україні»
- ↑ Ан-3 отправили в Винницу // газета "Деловая столица" от 20 августа 2006
- ↑ Директор Винницкого авиазавода Ярославский на свободе Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // «Реал» (Винница) от 27 июня 2012
- ↑ Под Винницей разбился спортивный самолет Архивная копия от 11 ноября 2019 на Wayback Machine // "Корреспондент.NET" от 17 октября 2008
- ↑ На Украине разбился Як-18, пилоты живы // еженедельник "2000"от 17 октября 2008
- ↑ Кабмин утвердил перечень самолетостроительных предприятий, которым будет предоставлена господдержка Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine // РБК — Украина от 10 июня 2010
- ↑ «Мотор Сич» планирует собирать вертолеты в Виннице Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // «Зеркало недели» от 28 февраля 2011
- ↑ «Мотор Сич» поставит холдингу «Вертолеты России» двигателей на 1 млрд долл. Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // «РБК — Украина» от 13 ноября 2011
- ↑ ГП «ВиАЗ» освобождено от уплаты 74,9 % налога на землю до конца 2011 г., и получило от «Мотор Сич» новые контракты Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine // «РБК — Украина» от 23 августа 2011
- ↑ Винница пробилась в авиацию Архивная копия от 24 октября 2011 на Wayback Machine // «Винница. INFO» от 21 октября 2011
- ↑ Вінницький авізавод і Запорізька «Мотор Січ» продемонстрували перші модернізовані МІ-2 (ВІДЕО) Архивная копия от 15 апреля 2015 на Wayback Machine // «Український мілiтарний портал» від 21 жовтня 2011
- ↑ На Винницком авиационном заводе выявлены многочисленные нарушения Архивная копия от 14 июля 2015 на Wayback Machine // «Вести — Винница» от 4 сентября 2013
- ↑ «Мотор Сич» поставит вертолеты Ми-2МСБ украинской армии и МЧС в 2015 Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // «Украина промышленная» от 13 июля 2014
- ↑ Військові випробувачі провели заводські випробування модернізованого вертольота Мі-2 Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // официальный сайт министерства обороны Украины от 28 ноября 2014
- ↑ Президент Украины передал военным около сотни единиц техники Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // информагентство «Интерфакс» от 6 декабря 2014
- ↑ Президент взяв участь у церемонії передачі підрозділам Збройних Сил техніки і озброєння Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine // официальный сайт министерства обороны Украины от 6 декабря 2014
- ↑ «Укроборонпром» завантажить підприємства Вінничини оборонними замовленнями Архивная копия от 11 ноября 2019 на Wayback Machine // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 26 февраля 2016
- ↑ ФДМ затвердив 792 об'єкти для малої приватизації в 2019 році Архивная копия от 11 ноября 2019 на Wayback Machine // "Интерфакс - Украина" от 2 января 2019
- ↑ "Укроборонпром" передал Фонду госимущества 17 предприятий: список Архивная копия от 17 апреля 2021 на Wayback Machine // УНИАН от 16 апреля 2021
Литература и источники
- Ukrainian defense industry // «Ukrainian Defense Review», № 1 (January — March) 2013. pages 8–15