Весенние ритмы. Тбилиси-80
«Весенние ритмы. Тбилиси-80» | |
---|---|
Статус | недействующий |
Тип | рок-фестиваль |
Тематика |
прогрессивный рок, фолк-рок, джаз-рок, русский рок |
Язык | русский |
Организатор |
Грузинская национальная филармония, Союз композиторов Грузинской ССР, Республиканский центр культуры молодёжи, ЦК комсомола Грузинской ССР |
Дата проведения | 1980 год |
Начало проведения | 8 марта |
Конец проведения | 16 марта |
Расположение | |
Город проведения | Тбилиси |
Страна | СССР |
«Весе́нние ри́тмы. Тбили́си-80» — один из первых официальных рок-фестивалей и первый рок-фестиваль под эгидой Министерства культуры в истории СССР[1], прошедший в городе Тбилиси (Грузинская ССР) с 8 по 16 марта 1980 года[2][3]. Считается одним из важнейших событий в истории советского рока[4].
История и победители
Рок-фестиваль «Весенние ритмы» был организован Грузинской национальной филармонией (по инициативе замдиректора филармонии Гайоза Канделаки)[5][4], Союзом композиторов Грузинской ССР, Республиканским центром культуры молодёжи и Центральным комитетом комсомола Грузинской ССР. Среди организаторов были известный (впоследствии) критик Артемий Троицкий и первый секретарь ЦК КП Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе.
Из-за проблем с поставкой оборудования для фестиваля некоторые группы (в их числе «Машина времени») выступали на аппаратуре группы «Интеграл»; «Аквариум» играл на барабанах Ludwig группы «Гунеш»[1]. Группа «Диалог» представила рок-сюиту «Под одним небом» на стихи Семёна Кирсанова[6].
Целью фестиваля был заявлен «поиск новых талантов в советской музыке». Хотя участники фестиваля не воспринимали данное событие как конкурс[1], фестиваль имел конкурсную программу и жюри, в состав которого вошли Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров, Мурад Кажлаев и другие. Они определили тройку победителей таким образом:
- Первое место — группы «Машина времени» (Москва) (песни «Хрустальный город» и «Снег», автор Андрей Макаревич) и «Магнетик бэнд» (Таллин) (песни «Леди Блюз» и «Трубадур на магистрали», автор Гуннар Грапс).
- Второе место — группа «Автограф» (Москва) (песня «Ирландия, Ольстер», авторы — Александр Ситковецкий и Маргарита Пушкина) и ВИА «Гуне́ш» (Ашхабад) (песня «Река Туни», туркменская народная песня).
- Третье место — группы «Интеграл» (Саратов) (руководитель Бари Алибасов), «Лабиринт» (Батуми) (песня «Сакартвело», автор М. Киладзе), «Диалог» (руководитель Ким Брейтбург)[6] и «Тип-Топ» Иманта Пауры (Рига).
Все лауреаты различных премий фестиваля из всех республик СССР (кроме группы «Тип-Топ», Рига) были включены в двойной диск «Весенние ритмы», выпущенный по итогам фестиваля в 1981 году фирмой «Мелодия» (С60-15417-20). Группа «Глобус» («Удачное приобретение») выступила вне конкурса в день открытия фестиваля.
…Ходит легенда, что когда тбилисцев через год после рок-фестиваля «Тбилиси-80» спросили, не хотят ли они выдержать ещё один такой же, то они ответили: «Свердловск тоже очень красивый город».[7][8]
Финское телевидение, присутствовавшее на фестивале, позднее выпустило 40-минутный документальный фильм «Весенние ритмы. Тбилиси-80» в котором осветило выступление туркменской группы «Гунеш», эстонской группы «Магнетик бэнд» и показало интервью с директором фестиваля и членами жюри[9][10].
Скандалы
Александр Липницкий бывший бас-гитаристом группы «Звуки Му» рассказал в интервью Пятому каналу, что телевидение Грузинской ССР снимало фестиваль только до момента выхода на сцену группы «Аквариум», т.к. последняя появилась на сцене в костюмах с самодельными значками содержащими обсценную лексику. Видеосъёмка была прекращена в тот момент, когда камера оператора наехала на значок барабанщика[1].
Сама же группа «Аквариум» была дисквалифицирована за неподобающее поведение на сцене, т.к. помимо значков сорвавших телевизионную трансляцию, лидер группы Борис Гребенщиков лёг на сцену бряцая по струнам гитары. Следом Сева Гаккель установил свою виолончель у него между ног, а фаготист Александров бегал вокруг них изображая автоматную очередь из музыкального инструмента. Жюри не дослушав выступление встало со своих мест и демонстративно покинуло зал, а впоследствии объявило, что показанное выступление было непристойным и (с учётом надписей фигурировавших на значках) содержало намёки на гомосексуализм[11][12].
«Зачем ты привез сюда этих голубых?!» — спрашивал удручённый Гайоз. Претензия была сногсшибательно неожиданной. «Почему голубые? Они нормальные ребята. Это у них такое шоу, эксцентрика…». — «Нормальные? Один ложится на сцену, второй на него, третий тоже пристраивается. Дегенераты, а не музыканты!»Из воспоминаний Артемия Троицкого[13]
Поздней, известный дипломат и социолог Александр Игнатьев высказывался об этом инциденте в том смысле, что множественные скандалы на фестивале и были целью его проведения:
Борис Гребенщиков тоже попал в список новой элиты, но не потому, что он стал лауреатом престижного фестиваля, а потому, что его выгнали с элитной площадки, при этом оповестив о факте изгнания всех заинтересованных лиц. Изгнание «Аквариума» и Гребенщикова из Тбилиси социологически безупречно: это назначение на должность лидера оппозиции. В прессе того времени появлялись сообщения о том, что организаторы планировали проведение и следующего фестиваля в Тбилиси в 1982 году, но поскольку расстановка новых людей на ответственные позиции произошла и таким образом цели, стоявшие перед фестивалем, были достигнуты, то продолжения он не имел.Александр Игнатьев[11][12]
Во время выступления ВИА «Ариэль», по воспоминаниям Валерия Ярушина, в зале произошла поножовщина среди зрителей, в результате чего конец своей программы эта группа доигрывала при полностью включённом освещении на сцене[1].
Участники фестиваля
- «Автограф» (Москва)
- «Аквариум» (Ленинград)
- «Ариэль» (Челябинск)
- «Блиц» (Тбилиси)
- «ВИА „75“» (Тбилиси)
- «Время» (Горький)
- «Вторая половина» (Курская филармония)
- «Глобус» (Москва)
- «Группа Стаса Намина» (Ереванская филармония)
- «ВИА „Гуне́ш“» (Ашхабад)
- «Диалог» (Донецкий джаз-клуб)
- «Диэло» (Тбилиси)
- «Земляне (Атлас)» (Ленинград)
- «Интеграл» (Саратовская филармония)
- «Контраст» (Тбилиси)
- «Кром» (Псков)
- «Кронверк» (Ленинград)
- «Лабиринт» (Батуми)
- «Магнетик бэнд» (Таллин)
- «Машина времени» (Москва)
- «Сиполи» (Юрмала)
- «Слайды» (Тамбовская филармония)
- «Тип-Топ» (Рига)
Грампластинка
Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы» Тбилиси-80 | |
---|---|
Сборник от различных исполнителей | |
Дата выпуска | 1981 |
Дата записи | 1980 |
Жанр |
прогрессивный рок, фолк-рок, джаз-рок, русский рок |
Длительность | 74:18 |
Страна | СССР |
Лейбл | «Мелодия» |
По итогам фестиваля фирмой «Мелодия» в 1981 г. был выпущен двойной альбом с подборкой песен-лауреатов фестиваля:[14]
- диск 1
- «Хрустальный город» (музыка и слова А. Макаревича) — Группа «Машина времени» (6:06)
- «Снег» (музыка и слова А. Макаревича) — Группа «Машина времени» (2:58)
- «Ирландия. Ольстер» (А. Ситковецкий — М. Пушкина) — Рок-группа «Автограф» (4:02)
- «Весенние ритмы», из композиции «Сакартвело» (М. Киладзе) — ВИА «Лабиринт» (6:15)
- «Пристегните ремни безопасности» (А. Ситковецкий) — Рок-группа «Автограф» (3:14)
- «Каприз-блюз» (музыка и слова А. Ситковецкого) — Рок-группа «Автограф» (4:23)
- «Странный мир» (Ч. Немен — В. Луговой) — Шоу-ансамбль «Интеграл» (3:32)
- «Сулико» (грузинская народная песня) — Шоу-ансамбль «Интеграл» (3:11)
- «Леди блюз» (музыка и слова Г. Грапса) — Рок-группа «Магнетик бэнд» (4:45)
- диск 2
- «Родина» (музыка народная — слова народные и А. Церетели, обработка Р. Бардзимашвили) — ВИА «75» (13:48)
- «Трубадур на магистрали» (Г. Грапс — В. Миртем) — Рок-группа «Магнетик бэнд» (4:07)
- «Моя Грузия» (М. Киладзе — И. Нонешвили, С. Гугунава) — ВИА «Лабиринт» (8:05)
- «Река Туни» (туркменская народная песня, обработка Ш. Бяшимова) — ВИА «Гуне́ш» (5:26)
- «Подснежник» (татарская народная песня, обработка Б. Алибасова и В. Доленко) — Шоу-ансамбль «Интеграл» (4:26)
Альбом выпущен также на компакт-кассетах (СМ00939, СМ00940 по каталогу «Мелодии»).
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 "Программа передач Светланы Сорокиной", 5 канал. Выпуск от 3 сентября 2010 . Дата обращения: 5 августа 2021. Архивировано 5 августа 2021 года.
- ↑ Всесвит: літературно-художній та громадсько-политичний місячник, Випуски 7 — 9. Спілка письменників України, Українське товариство дружби і культурного зв’язку з зарубіжними країнами. — Радянський письменник, 1987
- ↑ 100 знаменитых символов советской эпохи / А. Ю. Хорошевский. — Харьков: Фолио, 2006. — 510 с. — (Серия «100 знаменитых»). — ISBN 966-03-3385-4
- ↑ 4,0 4,1 Легендарные рок-фестивали СССР . Дата обращения: 3 июня 2021. Архивировано 3 июня 2021 года.
- ↑ Троицкий, 1991.
- ↑ 6,0 6,1 История (недоступная ссылка). Неофициальный сайт группы «Диалог». Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 30 марта 2015 года.
- ↑ из статьи газеты «Уральский университет» от 29 июня 1981 г.)
- ↑ Отсылка к анекдоту про «армянское радио»:
— Какой город на земле самый красивый?
— Конечно, Ереван!
— А что будет, если на Ереван упадёт атомная бомба?
— Баку тоже красивый город. - ↑ ВИДЕО. Фестиваль «Весенние ритмы». Тбилиси-80. на YouTube
- ↑ Walter Gerald Moss. A History Of Russia: Since 1855, Volume 2. Anthem Series on Russian, East European and Eurasian Studies. Anthem Press, 2004. 643 pages.
- ↑ 11,0 11,1 Владимир Марочкин. Тбилисские подснежники 1980 года . Аргументы недели (25 февраля 2015).
- ↑ 12,0 12,1 Владимир Марочкин. «Песни нашего поколения. Восьмидесятые». — Феникс, 2012. — ISBN 978-5-222-19086-9.
- ↑ Артемий Кивович Троицкий. Небольшой скачок. In: Рок в Союзе. Искусство, 1991 г. ISBN 5-210-02476-8.
- ↑ Лауреаты Фестиваля «Весенние ритмы, Тбилиси-80» на сайте Discogs
Ссылки
- Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы, Тбилиси-80» на сайте Discogs
- Пётр Подгородецкий. «Машина с евреями».
Литература
- Макаревич Андрей. Всё ещё сам овца. — М.: Эксмо, 2014. — С. 340—345. — 448 с. — 8000 экз. — ISBN 978-5-699-66613-3.
- Troitsky, Artemy (1987). Back in the USSR: The True Story of Rock in Russia. London: Omnibus Press.
- Pedro Ramet, Sergei Zamascikov (1990), The Soviet Rock Scene. The Journal of Popular Culture 24 (1), 149—174.
- Вера Шенгелия. Роковой Тбилиси. Русский Newsweek. 28 марта — 3 апреля 2005 № 12 (42)
- Ю. Филинов, А. Троицкий. В ритме весны. Послесловие к фестивалю популярной музыки. Комсомольская правда. 1980.
- В. К. Яшкин (1980) Вокально-инструментальные ансамбли /, 47 с. ил. 19 см, М. Знание 1980. ([1]).
- Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. «Кто есть кто в советском роке», издательство МП «Останкино», 1991.
- Vera Ivanova and Mikhail Manykin (February 12, 2007). History of Rock Music in Russia. Russia-InfoCentre
- 1980 год (Год Обезьяны). In: Хроноскоп 80-х (фрагмент книги Владимира Марочкина и Андрея Игнатьева «Хроноскоп русского рока»).
- Артемий Кивович Троицкий. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. — Искусство, 1991. — 203 с. — ISBN 978-5-210-02476-3..