Вера в доброго царя

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Вера в доброго царя» — историографический штамп; характерная черта, приписываемая менталитету русского народа[1]:153. Сущность представлений о «добром царе» заключается в том, что правитель (князь, император, генеральный секретарь ЦК КПСС, президент[2]:21) является хорошим, а его окружение (бояре, дворяне, чиновники и т. п.[2]:21) являются плохими, и скрывают от правителя истинное положение вещей о состоянии жизни народа, и единственный шанс исправить ситуацию, это донести до правителя «правду», чтобы он её «узнал», вынес «справедливое решение» и «наказал виновных».

История

Доктор юридических наук и кандидат исторических наук, профессор Алексей Демичев отмечает, что в России во все времена исторически проводилась целенаправленная политика, целью которой являлось приближение власти к народу. Устойчивой являлась традиция участия монарха не только в государственных делах, но и в индивидуальной судьбе каждого человека. Одновременно с тем исследователь делает вывод, что по результатам анализа юридической практики, у простолюдина в России практически не было шансов выиграть дело в суде. Исходя из этого, у простого человека сложился стереотип, что для справедливого решения дела необходимо обращаться напрямую к «царю-батюшке»[2]:21-22.

Практика подобных обращений к царю закрепилась в единственно возможном способе — подаче челобитных. Процесс обращения к царю исследователь называет древним пережитком военной демократии, когда центральная власть уже отделилась от народа, но ещё не была от него жёстко изолирована. С 1699 года право подачи челобитных было ограничено указом Петра I, и с этого времени их разрешалось подавать только в том случае, если решение уже было вынесено в суде и оно не устроило челобитчика. В 1700 году этот указ был подтверждён[2]:22.

Исследователи Смирнова В. К. и Карачанова А. В. пишут, что «вера в „доброго царя“ присутствовала в крестьянской системе ценностей вплоть до революций начала ХХ века»[3].

Сущность представлений

Суть представлений о вере в доброго царя заключается в убеждениях, что сам правитель (монарх) является хорошим: он честен, справедлив, порядочен, добр и т. д., но окружение правителя (например, бояре, дворяне, чиновники и пр.) — при этом плохие. Окружение правителя скрывает правду о жизни народа, вводит его в заблуждение, что всё хорошо, не даёт ему достоверной информации о жизни народа. Исходя из этих предпосылок, возникает стойкое убеждение, что для разрушения этой порочной системы представителям народа требуется «прорваться» к «первому лицу государства» и рассказать ему «всю правду». После того, как правитель это всё узнает, согласно убеждениям, он «наведёт порядок»: накажет негодяев, наградит достойных, восстановит справедливость и т.п[4]:118.

Оценки

Доктор юридических наук Наталья Медушевская считает, что идея «царя-самодержца, монархизма» сыграла выдающуюся роль в становлении российской государственности. По мнению автора, она ассоциировалась с единением страны под началом абсолютного монарха и соответствовала требованиям времени, а стойкая «вера в „доброго царя“», в царское великодушие «поддерживала в народе традиционное стремление рассказать ему всю правду, обратиться лично с петициями о восстановлении справедливости»[5].

Доктор филологических наук Юрий Нечай пишет, что такая черта русского менталитета как «вера в доброго царя», активно присутствует во многих русских волшебных сказках: именно царь восстанавливает справедливость, «мудро разобравшись в несправедливости»[1]:153.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Нечай Ю. П. Немецкая и русская волшебная сказка — зеркало национального менталитета // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. Сборник научных трудов. Краснодар, 2016. — С. 151—158.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Демичев А. А. Образ Петра I как идеального монарха в российском менталитете XVIII века (по материалам исторических анекдотов) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2012. — № 20. С. 20 — 25.
  3. Смирнова В. К., Карачанова А. В. Категория «воли» в понимании казачества и крестьянства // Наука в современном информационном обществе. Материалы Х международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Научно-издательский центр «Академический». 2016, CreateSpace. — North Charleston, USA, 28-29 ноября 2016 года
  4. Демичев А. А. Монархическое сознание российских подданных XVIII — первой половины XIX В. (по материалам исторических анекдотов) Статья 1 // Идеи и идеалы, 2014. № 1 (19). — Ч. 1. — С. 119—126.
  5. Медушевская Н. Ф. Принципы российской государственности // ПЛАТОН. — 2013. — № 4. — С. 28-29. — ISSN: 2308—2135

Литература