Варух
Варух | |
---|---|
ивр. בָּרוּךְ בֶּן נֵרִיָּה | |
Период жизни | VII—VI века до н. э. |
Занятие | пророк, писец |
Ва́ру́х, Ба́ру́х, Берехия (др.-евр. ברוך — «благословенный», ברכיה , греч. Βαρουχ) — библейский пророк, писец, друг и секретарь пророка Иеремии, живший в VII—VI веках до н. э. Записал пророчества Иеремии, возможно, был автором биографического повествования о нём. Сын Нирии (евр. Барух бен-Нерия), из колена Иудина[1]. Происходил из знатного рода, его брат был «главным постельничим» при царе Седекии. Возможно, был царским писцом[2][3].
Занимает заметное место в еврейской аггадической литературе, где он отождествляется с эфиопом-кушитом Эбед-мелеком (Авдемелех в Синодальном переводе), который освободил Иеремию из подземной темницы (Иер. 38:7 и сл.)[4]; и, согласно Вавилонскому Талмуду[5], Ездра был его учеником в Вавилоне.
Авторству Варуха приписывается Книга пророка Варуха, в православии и католицизме входящая в число книг Ветхого Завета, и ещё несколько апокрифов.
Жизнеописание
Жизнь Варуха описывается в Книге пророка Иеремии.
Упоминается в «Седер Олам Рабба» и Иосифом Флавием в «Иудейских древностях» (Книга десятая).
Библейское повествование
Во время осады Иерусалима Варух был свидетелем при совершении сделки по покупке поля в Анафофе между пророком Иеремией и его дядей Анамеилом (Иер. 32:6—14). Был писцом при Иеремии и, когда тот находился в темнице, записывал его предсказания касательно будущего вторжения вавилонян и плена иудеев (Иер. 36:4, 18), которые затем, по указанию Иеремии, читал в Доме Господнем народу (36:10, 13), а затем и князьям (36:15). Последние были встревожены грозными обличениями этих пророчеств и сообщили об этом царю Иоакиму, который сам выслушал писание и по мере прочтения отрезал от него часть за частью писцовым (перочинным) ножичком и бросал в огонь, в жаровню (Иер. 36:23). Иудеи даже до настоящего времени знаменуют воспоминание сожжения священного списка ежегодным постом. Иеремия и Варух, спасаясь от гнева царя, повелевшего заключить их в темницу, по повелению Божию скрылись (36:19, 26). В четвёртый год царствования Иоакима (36:1) Варух снова со слов Иеремии записал то же пророчество и в прибавление к нему присоединил обличение против самого Иоакима (36:32).
Иудеи, не расположенные к Варуху, так как он, по их мнению, побудил Иеремию предать их в руки халдеев (Иер. 43:3), бросили его, так же как и Иеремию в темницу, в которой они и оставались до взятия Иерусалима. Когда, вопреки увещеваниям Иеремии, остаток иудеев переселился в Египет, оба они были вынуждены сопровождать эмигрантов (43:6). Иеремия умер в Египте.
О возвращении же Варуха из Египта ничего не упоминается, и некоторые, в том числе и Иероним, основываясь на свидетельстве иудеев, утверждают, что Варух умер также в Египте. По еврейской традиции, он умер в Вавилоне, на двенадцатом году после разрушения Иерусалима.
Приписываемые произведения
- Книга Варуха — неканоническая ветхозаветная книга в Русской православной церкви, второканоническая ветхозаветная книга в католицизме. В иудаизме и протестантизме является апокрифической. Предположительно, написана во II—I веке до н. э.
- Сирийский апокалипсис Варуха («Вторая книга Варуха»), включалась в некоторые варианты канона Сирийской православной церкви — Пешитта. Датирутеся концом I — началом II века н. э.
- Откровение Варуха («Третья книга Варуха», «Греческий апокалипсис Варуха») — произведение греческой литературы, возможно, является переработкой неизвестного иудейского произведения; не входит в канон ни одной из христианских церквей. Датируется I—III веками н. э.; неизвестно, написана ли данная книга иудеем или христианином.
- Четвёртая книга Варуха[англ.], также известная как «Паралипоменон Иеремии». Признана псевдоэпиграфической всеми христианским церквями, кроме Эфиопской православной церкви, где включена в канон. Текст сохранился на греческом, геэз, армянском и старославянском языках. Датирутеся первой половиной II века н. э.
- Видение Варуха — славянский богомильский апокриф.
Предполагаемый царский писец
В 1970-х годах на антикварном рынке Иерусалима были выявлены два оттиска печати (буллы) с надписью «принадлежит Берехии, сыну Нерии, писцу», предположительно принадлежащих именно библейскому Варуху, однако аутентичность обоих оттисков подвергалась сомнению[6][7]. Археолог Нахман Авигад (1979 год) предполагал, что эти буллы ставились на документы официального архива[8].
Примечания
- ↑ Барух — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Варух // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Варух // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 698-705. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- ↑ Барух бен-Нерия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ трактат Мегила, лист 16b
- ↑ Christopher Eames. Baruch, Jeremiah’s Scribe: Proved? Архивная копия от 29 января 2021 на Wayback Machine. 26.02.2020
- ↑ Pieter Gert van der Veen. Reconsidering the Authenticity of the Berekhyahu Bullae: A Rejoinder. — 2016.
- ↑ Nahman Avigad. Baruch the Scribe and Jerahmeel the King’s Son. — Spring, 1979. — P. 115 . Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 7 января 2021 года.
Литература
- Варух // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Варух // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 698—705. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Барух — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Варух // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Память святого пророка Варуха // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Московская Синодальная типография, 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 28.