Гропиус, Вальтер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Вальтер Гропиус»)
Вальтер Гропиус
Работы и достижения
Работа в городах Веймар, Дессау, Берлин, Ганновер, Йена, Лондон, Кембридж, Линкольн, Афины
Важнейшие постройки Завод "Фагус"
Образцовая фабрика
Школа Баухаус

Вальтер Адольф Георг Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон) — немецкий архитектор, один из основателей и директор Баухауса, теоретик архитектуры и дизайна, выдающийся художник-педагог.

Биография

Вальтер Гропиус — внучатый племянник известного архитектора Мартина Гропиуса. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в своё время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 году Вальтер Гропиус поступил учиться на архитектора в Мюнхенский технический университет[1].

В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 году, после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стало здание обувной фабрики «Фагус» («Fagus-Werke»)[англ.] в Альфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Мейером. Это здание стало отправной точкой в его архитектурной деятельности, считается ключевым образцом архитектуры раннего модернизма[2]. В 1920-е годы это направление в архитектуре было определено понятием «Новое строительство» (Neues Bauen) и «Новая вещественность» («Neue Sachlichkeit»).

Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Deutsches Werkbund), проходившей в 1914 году в Кёльне, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику» (Musterfabrik), которая позже также оказала значительное влияние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х гг, стали популярным художественным элементом у Эриха Мендельcона в его универсальных магазинах.

Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для четы Ауэрбах жилой дом.

Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым.Вальтер Гропиус [3]

Основание Баухауза

После Первой мировой войны Гропиус становится основателем Баухауза. Школа Баухауз (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 году в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Хенри ван де Велде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя Хенри ван де Велде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 года и после этого в Дессау. В 1928 году он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 году Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаузом вплоть до его закрытия в 1933 году. Ориентируясь на концепцию функционализма Гропиус, тем не менее, рассматривал объект как форму выражения внутренней идеи[4].

С 1926 года Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931), Даммершток (в 1928—1929), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 годы) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине 1930/1931 гг

В 1934 году после нападок национал-социалистов на Баухаус, называвших его «церковью марксизма», Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 году переезжает в Кембридж в США, где работает профессором архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета.

В 1946 году Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge) (1949/50 годы); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый Йео Минь Пей.

В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзафиртель в 1957 году в рамках строительной выставки «Интербау» (нем. Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 году Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.

Гропиус умер 5 июля 1969 года в Бостоне, США.

Семья

В 1910 году Вальтер Гропиус познакомился с Альмой Малер, в то время супругой композитора Густава Малера. После смерти композитора, в 1915 году, Гропиус и Альма поженились. В этом браке в 1916 году родилась дочь Манон. Брак расторгнут в 1920 году.

В 1923 году Гропиус женился на журналистке Ильзе Фран.

Проекты

Фабрика Фагус[англ.]*
Жилой дом в Ганзафиртель, 1950-е годы
  • Фабрика Фагус[англ.]*, Альфельд (совместно с А. Мейером), 1910—1911, 1924—1925
  • Оформление павильона немецкого Веркбунда на Всемирной выставке в Генте (Бельгия); золотая медаль выставки, 1913
  • Проект выставочного помещения Объединённых мастерских по изобразительному и прикладному искусству (Берлин), 1913
  • Проекты оформления спальных железнодорожных вагонов нового типа, выпускаемых на заводах Кёнигсберга, и легковых автомобилей для автомобильной фирмы в Кёльне, 1913
  • Проекты жилых и фабричных зданий в Виттенберге, Франкфурте-на-Майне, Позене, Вене, Берлине и Померании (всё в соавторстве с А. Мейером), 1913
  • Административно-фабричный корпус и зал для машин «Образцовой фабрики» для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий в Кёльне (в соавторстве с А. Мейером), 1914
  • Фабричные, торговые и общественные сооружения в Померании, 1914
  • Дом Баумфельда в Берлине (проект в соавторстве с А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1919
  • Проект памятника жертвам Капповского путча в Веймаре, 1921
  • Конкурсный проект здания обувной фабрики в Эрфурте (в соавторстве с А. Мейером; вторая премия), 1921
  • Корпус завода сельскохозяйственной техники «Gebr. Kappe & Co.», Альфельд, 1922—1924
  • Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, Йена, 1924
  • Здание муниципального театра в Йене, ряд жилых домов в Йене, Тюрингии, Берлине, Альфельде, 1923—1924
  • Проект здания редакции «Чикаго трибюн» (в соавторстве с А. Мейером), 1923—1924
  • Здание Баухауса в Дессау (проект в соавторстве с А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1925—1926
  • Преподавательский корпус («Дом мастеров» — «Meisterhäuser») Баухауса в Дессау, 1925—1926
  • Оформление выставки немецкого Веркбунда в Стокгольме, 1926
  • Жилой посёлок Тёртен в Дессау, 1926—1928
  • Проект здания «Тотального театра» для Берлина в соответствии с идеями Э. Пискатора, 1927
  • два здания в выставочном жилом посёлке «Вайсенхоф» в Штутгарте, 1927
  • Дом Терезы Цукеркандль (Therese Zuckerkandl), Йена, 1927—1929
  • Поселение Dammerstock в Карлсруэ (совместно с Отто Хеслером), 1928—1929
  • Проектирование рядовой застройки жилыми домами в районе Сименсштадт под Берлином, 1929—1930
  • Оформление павильона немецкого Веркбунда в Париже, 1929—1930
  • Проект оформления легкового автомобиля «Адлер», 1929—1930
  • Конкурсные проекты зданий театра для Харькова и Дворца Советов для Москвы, 1930
  • Частная архитектурная практика в Лондоне (в соавторстве с М. Фрайем), 1934—1937
  • Gropius Haus, Lincoln, Massachusetts, 1937
  • Packaged House System zusammen mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941—1943
  • Корпус для аспирантов в Гарвардском университете (в соавторстве с Брауном, Лайфордом и Фробесом), 1948—1950
  • ряд проектов мебели для австрийской фирмы «Тонет», 1950
  • Проекты зданий «Бостон-центра» в Бостоне и офиса МакКормик в Чикаго, 1953
  • Wohnhaus Stichweh, Hannover, 1952—1953
  • Проекты зданий начальных школ для штата Массачусетс, 1954—1959
  • 9-и этажный жилой дом для выставки «Интербау» в Западном Берлине (совместно с «ТАС» и В. Эбертом)
  • Проектирование и строительство комплекса Багдадского университета (совместно с «ТАС» и Р. МакМилланом), 1957
  • Pan-Am-Wolkenkratzer in Manhattan, 1957/59
  • Planung der Gropiusstadt im damaligen West-Berlin, с 1960 (позже изменено)
  • Здание посольства США в Афинах, 1956—1961
  • Проект здания «Монико» на площади Пикадилли в Лондоне, 1961
  • Фарфоровый завод Розенталь (нем. Porzellanfabrik Rosenthal) в Ротбюль, Сельбе, 1965
  • Стекольный завод в Амберге[нем.] или «Стеклянный собор» (нем. «Glaskathedrale») (официально: Thomas Glaswerk), 1968
  • Отели Porto Carras Meliton and Sithonia, спроектированы в 1967-68 гг. для курорта Porto Carras Grand Resort, Греция, п-ов Халкидики. Строительство велось после смерти Гропиуса его учеником; начато в 1973, завершено в 1979—1980 годы.

Теоретические работы

  • Гропиус В. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной культуры). — под ред. В. И. Тасалова. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  • Gropius W. The New Architecture and the Bauhaus, London, Faber and Faber, 1935. — 112 p.
  • Gropius W. Scope of Total Architecture. New York. Harper and Bros, 1955. — 155 p.

Примечания

  1. В разделе «Основные даты жизни и творчества В. Гропиуса», приведённом в кн. «В. Гропиус. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971», указана другая последовательность учёбы В. Гропиуса: 1903—1904 — Берлин, 1904—1907 — Мюнхен.
  2. Pieper J. Das Fagus-Werk; Prinzipien und Elemente historischer Baukunst im Gründungsbau der Moderne. Aachen: Geymüller Verlag für Architektur, 2016, ISBN 978-3-943164-11-4.
  3. Гропиус В. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной культуры). — под ред. В. И. Тасалова. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  4. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — № 4 (25). — С. 72—80.

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
  • Шукурова А. «Синий всадник» в Баухаузе // Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г.; ISBN 5-274-00198-X.
  • Müller U. Raum, Bewegung und Zeit im Werk von Walter Gropius und Ludwig Mies van der Rohe. Akademie-Verlag, Berlin 2004, ISBN 3-05-004059-9.
  • Pieper J. Das Fagus-Werk; Prinzipien und Elemente historischer Baukunst im Gründungsbau der Moderne. Aachen: Geymüller Verlag für Architektur, 2016, ISBN 978-3-943164-11-4.
  • Reginald I. Walter Gropius. Der Mensch und sein Werk. Gebrüder Mann. Berlin, 1983, ISBN 3-7861-1372-6.
  • Reginald I. Walter Gropius: An illustrated Biography of the Creator of the Bauhaus. Berlin: Bulfinch Press, 1991. ISBN 0-8212-1753-4.

Ссылки