Бизнес-планирование/Лекция 9
Анализ рисков
В разделе «Анализ рисков» описываются возможные риски, связанные с осуществлением проекта, оцениваются риски проекта в целом, предусматриваются мероприятия по реагированию на риски (уклонение, снижение, передача)[1][2].
- Процедура анализа и оценка риска
Этап 1. Определяется перечень рисков проекта.
Этап 2. Определяется вероятность возникновения каждого риска из перечня рисков проекта
Этап 3. Используются методы количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, анализ чувствительности и др.).
Этап 4. Программа мероприятий по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
- Виды рисков
В бизнес-плане описываются наиболее вероятные виды рисков для проекта и, как правило, определяются возможные суммы убытков, которые могут быть с этим связаны[2]:
- производственный риск;
- коммерческий риск;
- рыночный риск;
- инфляционный риск;
- финансовый риск;
- научно-технический риск;
- политический риск;
- внешнеэкономический риск;
- форс-мажорный риск.
В анализе рисков выделяют качественный и количественный анализ. Качественный анализ рисков выявляет основные факторы риска, определяет их потенциальные области, приоритетность рисков и тем самым идентифицирует возможные риски, связанные с проектом[2]. Методом качественного анализа рисков является матрица вероятности и последствий, которая содержит комбинации вероятности и воздействия, при помощи которых рискам присваивается определенный ранг: низкий, средний или высший приоритет[1].
Количественный анализ рисков определяет размер отдельных рисков и риска проекта в целом, используя статистический метод (риски определяются на основе статистических данных), экспертный метод (по мнению экспертов), аналитический метод (по результатам анализа чувствительности, методов математической статистики и имитационного моделирования), метод аналогий (на использовании базы данных о риске аналогичных проектов)[2].
Для снижения уровня риска используют[2]:
- распределение риска между участниками проекта;
- страхование риска;
- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Анализ чувствительности
В разделе «Анализ чувствительности» определяется степень влияния отдельных факторов на финансовые результаты проекта: чем шире диапазон параметров, при которых финансовые результаты проекта остаются в пределах приемлемых значений, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих воздействие на результаты реализации проекта. Анализ чувствительности позволяет оценить риски и эффективность проекта[2].
- Процедура проведения анализа чувствительности
Этап 1. Варьируются в определенном интервале при фиксированных остальных значений следующие факторы[2]:
- инфляция;
- объём продаж;
- цена продукта;
- себестоимость (или её элементы);
- накладные расходы;
- объём инвестиций;
- проценты за кредит;
- сроки платежей;
- длительность проекта.
Этап 2. На основании варьируемых факторов оцениваются показатели эффективности проекта[2]:
- чистая приведенная стоимость;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости проекта;
- индекс прибыльности.
Этап 3. Оценивается влияние изменений исследуемого фактора на показатели эффективности проекта.
Этап 4. Рассчитывается показатель чувствительности (отношение процентного изменения показателя эффективности проекта (относительно базисного варианта) к изменению значения фактора на один процент).
Подобным образом определяются показатели чувствительности по каждому из анализируемых факторов, выделяются наиболее важные факторы с точки зрения риска, выбирается наиболее эффективная стратегия реализации проекта[2].
Приложения
В приложении к бизнес-плану может быть приложена любая дополнительная информация, не вошедшая в основной текст бизнес-плана вследствие ее объема. Как правило, в приложение включают документы, которые могут служить подтверждением или подробным объяснением сведений, приведенных в бизнес-плане[2]:
- результаты исследования (рынка и т.п.);
- заключения (аудиторских фирм и т.п.);
- копии юридических документов (патентов, лицензий и др.);
- технические характеристики продукции;
- описание производственного оборудования, зданий;
- сметы (затрат на продукцию и услуги и др.);
- схемы производственной и организационной структуры управления фирмой;
- отзывы (организаций и др.);
- статьи (из периодической печати, книг).
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Шкурко В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности: [учеб. пособие]/В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 - 172с.- c.153—161 — ISBN 978-5-7996-1803-2
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие — СПб.: Питер, 2012, — 352с. — с.261—266, 314—317 — ISBN 978-5-459-01065-7