Перейти к содержанию

Банный мост (Санкт-Петербург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Банный мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Пряжка
Место расположения Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции консольно-балочный мост
Материал железобетон
Общая длина 39 м
Ширина моста 15,3 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
Ю. Л. Юрков, архитектор
Л. А. Носков
Открытие 1821, 1964
Закрытие на реконструкцию 1963—1964
59°55′23″ с. ш. 30°16′51″ в. д.HGЯO

Ба́нный мост — автодорожный железобетонный консольно-балочный мост через реку Пряжку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Матисов и Коломенский острова.

Расположение

Соединяет улицы Декабристов и Матисов переулок. Рядом с мостом, на углу с улицей Декабристов, расположен музей-квартира А. А. Блока (в этом доме поэт жил с 1912 года до своей смерти в 1921 году).

Выше по течению находится Матисов мост, ниже — Бердов мост.

Ближайшая станция метрополитена (2,2 км) — «Садовая».

Название

Название моста известно с 1820 года[1] и произошло от названия расположенного рядом здания Матисовых бань на Матисовом острове. Бани работали с середины XIX века до 1950-х годов, в 2005 году они были снесены под застройку[2][3]. Мост также примечателен тем, что он ни разу не был переименован.

Поэт Александр Блок, живший в доме напротив моста, называл мост «Мостом Вздохов», в память о знаменитом венецианском мосте. Нередко на нем стояли поклонницы поэта и, вздыхая, смотрели на его окна[4].

История

Первый деревянный мост на этом месте был построен в 1821 году[2]. Мост неоднократно ремонтировался в дереве: в 1877 (уширен для прокладки линии конки)[5], в 1893[6] и 1908[7] годах. В середине XX века мост был деревянным трёхпролётным на деревянных свайных опорах, с деревянными перилами[2].

Существующий мост был построен в 19631964 годах по проекту инженера Ю. Л. Юркова и архитектора Л. А. Носкова[8][9]. Строительство осуществляло СУ—2 треста «Ленмостострой» под руководством инженера В. А. Мандорова[2].

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный, консольно-балочной системы[9]. Пролётное строение состоит из двух консолей из предварительно напряжённого железобетона. Устои массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Общая длина моста составляет 39 м, ширина — 15,3 м[2].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары на мосту устроены в повышенном уровне. Ограждения тротуаров от проезжей части отсутствуют. Перильное ограждение на мосту из чугунных звеньев без тумб с рисунком «бегущих» стоек[9]. На устоях установлены гранитные тумбы.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 24. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Мостотрест.
  3. Статья «Матисовы бани» А. М. Гурдина Архивная копия от 8 декабря 2012 на Wayback Machine
  4. Музей-квартира Блока. Дата обращения: 13 декабря 2018. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  5. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб.: типография Вигандта, 1879. — С. 218. Архивная копия от 12 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Отчёты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1893 году. — СПб., 1894. — С. LXXII, 366. Архивная копия от 13 апреля 2021 на Wayback Machine
  7. Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1908 год. — СПб., 1909. — С. 43.
  8. Пунин, 1971, с. 157.
  9. 9,0 9,1 9,2 Степнов, 1991, с. 310.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 322. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.

Ссылки