Перейти к содержанию

Археология мариупольской культурно-исторической области

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Археология мариупольской культурно-исторической области — изучение древних предметов, обнаруженных на территории Мариуполя и его окрестностей, объединяемых в единую область. Захоронения этих мест принадлежат к нижнедонской, воронежско-донской, азово-днепровской культурам.

Хронология археологических памятников

Нижнедонская культура

Памятники, находящиеся в северном Приазовье и Нижнем Подонье относятся к нижнедонской культуре: Ракушечный Яр, Раздорское I, Бессергеновка, Самсоновское, Цимлянское и 1-й слой поселения Раздольное на Кальмиусе[1].

Местные жители строили себе прямоугольные жилища на столбах, а снаружи обмазывали их глиной[1]. Керамика красноватого или серо-жёлтого цвета с примесью толчёных раковин; особенностью ранних нижнедонских керамических изделий является то, что среди них никогда не встречаются сосуды с воротничковым оформлением венчика, тогда как в поздней керамике этой культуры такое оформление встречается очень часто[2].

В качестве орудий обитатели этих мест пользовались пластинами из кремня и кварца, из которых делали ножи и скребки; топориками из сланца; костяными лощилами, остриями и шильями, а также мотыгами из рога[2]. В раннем периоде многие орудия имеют трапециевидную форму, в позднем их сменяют предметы с двумя наконечниками[3].

Погребения этой культуры представляли собой вытянутые с севера на юг траншеи, сформированные из ряда ям глубиной от 90 до 40 см, куда тела помещали в тёплое время года (по-видимому, зимой было слишком сложно копать мёрзлую землю)[4]. В ранние захоронения умерших помещали в одной и той же позе: на спине, с кистями рук, лежащими на тазе; позже умерших начали покрывать охрой и располагать в других позах[3]. Примерно в половине могил раннего и в 80 % могил позднего периода находятся и другие предметы: раковины, бусы и подвески, украшения из кабаньего клыка, костяные острия, инструменты, оленьи зубы[4]. Самые последние захоронения содержат небольшой унифицированный набор украшений в 84 % случаев[5]. Согласно реконструкции Олега Тубольцева, жители этих мест носили длинные подпоясанные рубахи и юбки, которые могли быть украшены бусинами или пластинами из кабаньих клыков, нашивавшихся на подол или ворот рубахи, или рукава около локтя[6]. Аналогично украшали и пояс[6]. На головы многих умерших надеты ленты с украшениями из кабаньих клыков или зубов оленя[6].

Воронежско-донская культура

Памятники воронежско-донской культуры в мариупольской культурно-исторической области малоизучены; территориально они располагаются на севере Ростовской, юге и востоке Воронежской, а также в и Белгородской областях России и в Луганской области Украины[7].

Выделение воронежско-донской культуры из нижнедонской поддерживают не все археологи, многие из них считают эти две культуры единой общностью. При выделении воронежско-донской культуры используются следующие ориентиры: растительная примесь в керамике, валиковидный воротничок и неплоские днища у сосудов, здания не обмазывали глиной[8].

Азово-днепровская культура

Основная масса исследованных памятников этой культуры расположена в Надпорожье, близ Мариуполя располагаются памятники Раздольное, Благодатное (Чапаевка I), Семёновка[9]. В урочище Собачки[укр.] археолог Аркадий Добровольской[укр.] подробно изучил поселения Собачки и Вовчок, собрав там 4000 керамических фрагментов, 11 тысяч кремневых изделий, а также другие предметы[9]. Некоторые из вышеперечисленных поселений содержат также артефакты сурской культуры[10].

Верёвкинские памятники

История изучения

Систематические археологические раскопки начались в регионе во время строительства Днепрогэса в 1920—30-х годах[11]. Обнаруженные в это время многочисленные памятники неолита привлекли интерес археологов к междуречью Днепра и Дона. Во время строительства завода Азовсталь историк и археолог Николай Макаренко провёл тщательное исследование Мариупольского могильника[11].

В 1953 году Абрам Столяр объединил Мариупольский могильник и несколько других неолитических памятников Надпорожья в единую культуру, которую Валентин Даниленко позже назвал азово-днепровской (мариупольской)[11]. И Даниленко, и Арсен Синюк вместе с И. Б. Васильевым заключили, что мариупольские памятники были основой этой культуры[12]. Погребальным обрядам могильников мариупольской области посвящена кандидатская диссертация Александра Гея 1985 года[12].

Дмитрий Телегин и Елена Титова[укр.] считают мариупольские памятники частью надпорожско-приазовской культуры в доно-волжской области культур с гребенчато-накольчатой керамикой, а Валентин Даниленко в своих работах отстаивает точку зрения о самостоятельности мариупольской (азово-днепровской) культуры[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Котова, 1994, с. 10.
  2. 2,0 2,1 Котова, 1994, с. 10—11.
  3. 3,0 3,1 Котова, 1994, с. 18.
  4. 4,0 4,1 Котова, 1994, с. 13.
  5. Котова, 1994, с. 14.
  6. 6,0 6,1 6,2 Котова, 1994, с. 15.
  7. Котова, 1994, с. 19.
  8. Котова, 1994, с. 24.
  9. 9,0 9,1 Котова, 1994, с. 25.
  10. Котова, 1994, с. 25—26.
  11. 11,0 11,1 11,2 Котова, 1994, с. 5.
  12. 12,0 12,1 Котова, 1994, с. 8.
  13. Котова, 1994, с. 9.

Литература

  • Котова Н. С. Мариупольская культурно-историческая область (Днепро-Донское междуречье). — Вежа, 1994.