Андреани, Андреа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андреа Андреани
Andrea Andreani
Дата рождения 1541(1541)
Место рождения Мантуя
Дата смерти 1623(1623)
Место смерти Мантуя
Род деятельности гравюра

Андреа Андреани (итал. Andrea Andreani; 1541, Мантуя — 1623, Мантуя) — итальянский гравёр на меди и на дереве в технике кьяроскуро.

Биография

Андреа Андреани родился в 1540 году в Мантуанском герцогстве. По всей вероятности, он получил образование в столице Италии городе Риме. С 1584 по 1586 год работал во Флоренции, в 1586 году — в Сиене, откуда вернулся в Мантую, вероятно около 1602 года. Сотрудничал с рисовальщиком, живописцем и гравёром Бернардо Мальпицци (1553—1623), с которым его иногда неверно отождествляют[1].

В отношении использования светотени в цветных гравюрах на дереве он был последователем нового направления, называемого кьяроскуро, которое дал этому искусству Уго да Карпи. За изящество рисунка художник получил прозвище «маленький Альбрехт Дюрер». Однако в его произведениях больше «сухости», жёсткости контуров, чем в работах Уго да Карпи[2].

Андреани в своих ксилографиях сумел соединить две манеры: чёткий чёрный «рисующий контур» (первая доска), заимствованный им у немецких художников Северного Возрождения, и широкие пятна цвета (вторая доска в «итальянской манере»). Цвет в работах Андреани обычно сдержан: зеленоватые, охристые и коричневые тона. Ряд гравюр Андреани сделан не с картин, а по скульптурам и мозаикам итальянских художников. Некоторые листы достигают огромного размера, с фигурами почти в натуральную величину: «Они вырезаны явно с целью заменить картины маслом»[3].

В 1598—1599 годах Андреани по рисункам Бернардо Мальпицци с оригиналов выдающегося падуанского художника Андреа Мантеньи создал свою версию серии (девять листов) «Триумф Цезаря» (цветная кьяроскуро в четыре доски: чёрная контурная и три тоновых типа гризайль; некоторые листы раскрашены от руки), часть оттисков хранятся в собрании Метрополитен Музея в Нью-Йорке[4], и рисунки Б. Мальпицци, также награвированные Андреани[5][6]. Андреани также занимался реставрацией старых гравировальных досок и «перегравировками». Он брал доски других художников, переделывал их в своей манере, срезая авторскую подпись, ставил свою монограмму «АА» и печатал оттиски на продажу. Большинство из таких работ сделано между 1602 и 1610 годами. Некоторые представляют собой перегравированные доски самого Уго да Карпи, что значительно затрудняет атрибуцию таких произведений[7].

Андреа Андреани скончался в 1623 году в Риме.

Галерея

Примечания

  1. Petrucci А. Andreani, Andrea. In: Alberto M. Ghisalberti (Hrsg.): Dizionario Biografico degli Italiani (DBI). Band 3: Ammirato-Arcoleo. Istituto della Enciclopedia Italiana. Rom, 1961 [1]
  2. Андреани Андреа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: Искусство, 1987. — С. 68
  4. Архивированная копия. Дата обращения: 28 февраля 2021. Архивировано 5 апреля 2022 года.
  5. Архивированная копия. Дата обращения: 28 февраля 2021. Архивировано 5 апреля 2022 года.
  6. Флекель М. И. — С. 68, 72 — Ил. № 45
  7. Флекель М. И. — С. 68 — 71