Аль-Мустансир Биллах II

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
аль-Мустансир Биллах II
Мавзолей аль-Мустансира II в Анджудане, известный местным жителям как гробница шаха Каландара[1].Мавзолей аль-Мустансира II в Анджудане, известный местным жителям как гробница шаха Каландара[1].
32-й низаритский-исмаилитский имам
Личная информация
Дата смерти 1480(1480)
Религия ислам (низаритский-исмаилизм)
Отец Мухаммад ибн Ислам-шах
Дети Абд ас-Салам-шах

Али́-ша́х, известный под лакабом аль-Мустанси́р Билла́х II (араб. المستنار بالله الثاني علياه‎) — 32-й имам из низаритской ветви касимитов (также касим-шахи) общины исмаилитов.

Его правление положило начало Анджуданскому периоду низаритской истории, который был отмечен возрождением низаритского учения.

Происхождение

История низаритского исмаилизма в течение столетий, последовавших за падением Низаритского исмаилитского государства под властью Монгольской империи в 1256 году, особенно неясна, как из-за недостатка научного внимания, так и из-за отсутствия надёжных источников, поскольку верующие низариты остались рассеянными и без центрального руководства и часто вынуждены были скрывать свою истинную веру из-за преследований со стороны суннитских правителей[2]. Более того, в течение XIV века линия наследования имамата раскололась на две соперничающие фракции, линии Мухаммад-шахи и Касим-шахи (Муминиты и Касимиты), из которых первая первоначально завоевала лояльность большинства низаритских общин и была более активной в исторических записях[3]. Линия Касим-шахи, с другой стороны, окутана мраком неизвестности, и даже их первые имамы известны почти только по именам, с небольшим количеством достоверных дат или информации об их жизни[4].

Биография

Али-шах, известный под лакабом аль-Мустансир Биллах II, восходящим к одноимённому Фатимидскому халифу XI века, был сыном третьего касимитского имама (и 31-го в целом), Мухаммада ибн Ислам-шаха ибн Касим-шаха, и сменил своего отца на посту имама с. 1463/4[5].

Он был первым из своего рода, о котором известно, что он поселился в деревне Анджудан в центральном Иране[6]. Анджудан, по-видимому, был значительным центром касимитов уже в конце XIV века и подвергся нападению Тамерлана в 1393 году[7]. Поселение имамов Касим-шахи в Анджудане положило начало периоду возрождения низаритских традиций при линии Касим-шахи, как в активизация их миссионерской деятельности, а также возобновление литературной деятельности секты[8]. Аль-Мустансир II посылал миссионеров (даи) в такие места, как нынешний Афганистан[9].

Аль-Мустансир II умер в 1480 году или незадолго до этого и был похоронен в восьмиугольном мавзолее, известном местным жителям как мавзолей шаха Каландара[1][10]. Мавзолей также является самым ранним свидетельством присутствия имамов Касим-шахи в этом районе[10]. После монгольских завоеваний современные учёные со времён Анри Корбена и Владимира Иванова считают, что низариты часто скрывали свою истинную личность за мантией суфизма[11][12]. Таким образом, имя Шах Каландар рассматривалось как суфийское прикрытие аль-Мустансира II[11]. Историк Шафик Вирани[англ.] ставит под сомнение общую обоснованность этого предположения, указывая, что имя Шах Каландар никогда не используется в исмаилитских источниках и известно только как ссылка на его мавзолей[13].

Аль-Мустансиру II наследовал его сын Абд ас-Салам-шах[1]. Сборник проповедей, Пандият-и джаванмарди («Наставления о духовном благородстве»), обычно приписывается аль-Мустансиру II, предположительно составленный во время правления Абд ас-Салам шаха[9]; но Вирани утверждает, что он принадлежит имамату аль-Мустансира III, более известен как Гариб Мирза[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Daftary, 2007, p. 423.
  2. Daftary, 2007, pp. 403–405, 415.
  3. Daftary, 2007, pp. 405, 413–417.
  4. Daftary, 2007, pp. 417–418.
  5. Daftary, 2007, pp. 418, 422–423.
  6. Daftary, 2007, pp. 418, 423.
  7. Daftary, 2007, p. 418.
  8. Daftary, 2007, pp. 418, 425.
  9. 9,0 9,1 Daftary, 2007, p. 432.
  10. 10,0 10,1 10,2 Virani, 2007, p. 116.
  11. 11,0 11,1 Daftary, 2007, p. 431.
  12. Virani, 2007, pp. 142–143.
  13. Virani, 2007, pp. 142–146.

Литература

  • Daftary, Farhad. // The Ismāʿı̄lı̄s: Their History and Doctrines (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — ISBN 978-0-521-61636-2.
  • Virani, Shafique N. // The Ismailis in the Middle Ages. A History of Survival, A Search for Salvation (англ.). — Oxford and New York: Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19-531173-0.