Аль-Мустансир Биллах II
аль-Мустансир Биллах II | |
---|---|
32-й низаритский-исмаилитский имам
|
|
Личная информация | |
Дата смерти | 1480 |
Религия | ислам (низаритский-исмаилизм) |
Отец | Мухаммад ибн Ислам-шах |
Дети | Абд ас-Салам-шах |
Али́-ша́х, известный под лакабом аль-Мустанси́р Билла́х II (араб. المستنار بالله الثاني علياه) — 32-й имам из низаритской ветви касимитов (также касим-шахи) общины исмаилитов.
Его правление положило начало Анджуданскому периоду низаритской истории, который был отмечен возрождением низаритского учения.
Происхождение
История низаритского исмаилизма в течение столетий, последовавших за падением Низаритского исмаилитского государства под властью Монгольской империи в 1256 году, особенно неясна, как из-за недостатка научного внимания, так и из-за отсутствия надёжных источников, поскольку верующие низариты остались рассеянными и без центрального руководства и часто вынуждены были скрывать свою истинную веру из-за преследований со стороны суннитских правителей[2]. Более того, в течение XIV века линия наследования имамата раскололась на две соперничающие фракции, линии Мухаммад-шахи и Касим-шахи (Муминиты и Касимиты), из которых первая первоначально завоевала лояльность большинства низаритских общин и была более активной в исторических записях[3]. Линия Касим-шахи, с другой стороны, окутана мраком неизвестности, и даже их первые имамы известны почти только по именам, с небольшим количеством достоверных дат или информации об их жизни[4].
Биография
Али-шах, известный под лакабом аль-Мустансир Биллах II, восходящим к одноимённому Фатимидскому халифу XI века, был сыном третьего касимитского имама (и 31-го в целом), Мухаммада ибн Ислам-шаха ибн Касим-шаха, и сменил своего отца на посту имама с. 1463/4[5].
Он был первым из своего рода, о котором известно, что он поселился в деревне Анджудан в центральном Иране[6]. Анджудан, по-видимому, был значительным центром касимитов уже в конце XIV века и подвергся нападению Тамерлана в 1393 году[7]. Поселение имамов Касим-шахи в Анджудане положило начало периоду возрождения низаритских традиций при линии Касим-шахи, как в активизация их миссионерской деятельности, а также возобновление литературной деятельности секты[8]. Аль-Мустансир II посылал миссионеров (даи) в такие места, как нынешний Афганистан[9].
Аль-Мустансир II умер в 1480 году или незадолго до этого и был похоронен в восьмиугольном мавзолее, известном местным жителям как мавзолей шаха Каландара[1][10]. Мавзолей также является самым ранним свидетельством присутствия имамов Касим-шахи в этом районе[10]. После монгольских завоеваний современные учёные со времён Анри Корбена и Владимира Иванова считают, что низариты часто скрывали свою истинную личность за мантией суфизма[11][12]. Таким образом, имя Шах Каландар рассматривалось как суфийское прикрытие аль-Мустансира II[11]. Историк Шафик Вирани[англ.] ставит под сомнение общую обоснованность этого предположения, указывая, что имя Шах Каландар никогда не используется в исмаилитских источниках и известно только как ссылка на его мавзолей[13].
Аль-Мустансиру II наследовал его сын Абд ас-Салам-шах[1]. Сборник проповедей, Пандият-и джаванмарди («Наставления о духовном благородстве»), обычно приписывается аль-Мустансиру II, предположительно составленный во время правления Абд ас-Салам шаха[9]; но Вирани утверждает, что он принадлежит имамату аль-Мустансира III, более известен как Гариб Мирза[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Daftary, 2007, p. 423.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 403–405, 415.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 405, 413–417.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 417–418.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 418, 422–423.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 418, 423.
- ↑ Daftary, 2007, p. 418.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 418, 425.
- ↑ 9,0 9,1 Daftary, 2007, p. 432.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Virani, 2007, p. 116.
- ↑ 11,0 11,1 Daftary, 2007, p. 431.
- ↑ Virani, 2007, pp. 142–143.
- ↑ Virani, 2007, pp. 142–146.
Литература
- Daftary, Farhad. // The Ismāʿı̄lı̄s: Their History and Doctrines (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — ISBN 978-0-521-61636-2.
- Virani, Shafique N. // The Ismailis in the Middle Ages. A History of Survival, A Search for Salvation (англ.). — Oxford and New York: Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19-531173-0.