Александр Евланов (катер)
| Большой гидрографический катер «Александр Евланов» | |
|---|---|
|
|
|
| Служба | |
| Порт приписки | Балтийск |
| Организация |
|
| Изготовитель |
|
| Строительство начато | 16.8.2016 |
| Спущен на воду | 27.6.2018 |
| Введён в эксплуатацию | 6.7.2019 |
| Статус | в составе БФ, в строю |
| Основные характеристики | |
| Водоизмещение |
177,1 т (стандартное) 223,2 т (полное) |
| Длина | 33,21 м |
| Ширина | 6,8 м |
| Высота | 2,4 м (борта на миделе), 2, 4 м в районе грузовой палубы |
| Осадка | 1,6 м |
| Двигатели | 2 ×337 л. с. дизеля, 2 ВФШ, 1 носовое подруливающее устройство |
| Скорость хода | 12,7 узлов |
| Дальность плавания | 1600-2000 миль (на 12 узлах) |
| Автономность плавания | 10 суток |
| Экипаж | 9 человек |
Большой гидрографический катер «Александр Евланов» — первый российский серийный и второй большой гидрографический катер проекта 23040Г. Разработан в ПКБ «Петробалт» и построен на заводе «Нижегородский теплоход» в городе Бор Нижегородской области для Управления навигации и океанографии Министерства обороны России. Катер назван в честь советского гидрографа контр-адмирала гидрографического флота лауреата Государственной премии СССР А. Г. Евланова.
Входит в состав судов Балтийского флота, место дислокации Балтийск.
Описание
Большой гидрографический катер проекта 23040Г «Александр Евланов» спроектирован в Проектно-конструкторском бюро «Петробалт»[1][2].
Катер оборудован двухвальной дизельной энергетической установкой с винтами фиксированного шага и носовым подруливающим устройством. В состав гидрографического комплекса судна входят многолучевой и однолучевой эхолоты, станция оператора-гидрографа для обработки информации, буксируемый гидролокатор бокового обзора и мареограф. Для проведения гидрометеорологических наблюдений судно оборудовано метеостанцией «Перископ»[3][4]. На катере установлена современная интегрированная мостиковая система — комплекс «Навис», состоящий из: джойстиковой системы, двух независимых рулевых машин с системой управления, авторулевого. При выполнении гидрографических работ катер может использовать различные режимы движения, обеспечиваемые комплексом. Отличительной особенностью катера является то, что судоводитель сможет управлять движением судна в различных режимах, как с центрального, так и с кормового постов[5].
Основное предназначение
Катер предназначен для выполнения следующих операций[2]:
- Высокоточная площадная съемка рельефа дна на глубинах до 400 метров, обследование навигационных опасностей на глубинах до 100 метров и съемка рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров;
- Обслуживание всех типов плавучих предостерегательных знаков (ППЗ);
- Постановка/съёмка всех типов ППЗ весом до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метров: буи типа БПКМ-2009, БММ-780-ПУ, БММЛ-89, БЗ-720;
- Доставка личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования;
- Навигационно-гидрографическое обеспечение спасательных и поисковых операций;
- Лоцманская проводка и лидирование подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.
- Выполнение указанных задач осуществляется в соответствии с установленным районом плавания и техническими возможностями установленного оборудования.
История
Катер «Александр Евланов» был заложен 16 августа 2016 года вместе БГК «Георгий Зима» (головной корабль) на верфи завода «Нижегородский теплоход» в городе Бор Нижегородской области[4]. Катер был назван в честь советского гидрографа контр-адмирала гидрографического флота лауреата Государственной премии СССР Александра Гавриловича Евланова[6].
27 июня 2018 года БГК «Александр Евланов» был спущен на воду. 6 июля 2019 года после завершения заводских ходовых и государственных испытаний, в Балтийске на катере был поднят флаг Гидрографической службы ВМФ, катер вошёл в состав Балтийского флота[6][7][8].
Капитаном катера был назначен Иван Васильский. Экипаж катера осуществляет навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение учений сил Балтийского флота, выполняет промеры в назначенных районах, в 2022 году участвовал в проведении ходовых испытаний корвета «Меркурий». Несколько раз судно в составе поисково-спасательных сил привлекалось к обеспечению высадки морского десанта на полигон Хмелёвка, определяя линию схода бронетехники на плав. При этом постоянно велись работы по обслуживанию навигационного оборудования[9].
Служба катера показала, что у судна хорошая управляемость, высокая степень автоматизации и отличные бытовые условия: двухместные каюты для экипажа, камбуз с духовым шкафом и посудомоечной машиной, прачечная, три душевые и три санузла[10]. Катер продолжает службу в Балтийском море[9]
Примечания
- ↑ Когда 3D-норма станет былью. korabel.ru (11 апреля 2018). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Большой гидрографический катер. Проект 23040Г. Класс КМ. petrobalt.ru. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ В Нижнем Новгороде заложили два больших гидрографических катера. ria.ru (17 августа 2016). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 4,0 4,1 За два года флот получит восемь больших гидрографических катеров проекта 23040Г. sudostroenie.info (10 января 2020). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Новая серия гидрографических катеров проекта 23040г. korabel.ru (17 декабря 2016). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Гидрографический катер «Александр Евланов» вошел в состав сил Балтийского флота. tass.ru (12 июля 2019). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ На ЗНТ прошёл спуск на воду БГК «Александр Евланов». sudostroenie.info (27 июня 2018). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ В Нижнем Новгороде спущен на воду большой гидрографический катер. Военное обозрение (28 июня 2018). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Напряжённые будни гидрографов. ric.mil.ru (30 августа 2022). Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Владислав Павлюткин. Именем выдающегося гидрографа. «Красная звезда» (17 июля 2019). Дата обращения: 25 августа 2025.