Аксайское (трамвайное депо Алма-Аты)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аксайское трамвайное депо
Алматинский трамвай
Страна Флаг СССР СССР
Флаг Казахстана Казахстан
Город  Алма-Ата
Дата открытия 1990 год
Дата закрытия 1998 год
Адрес Улица Момышулы угол улицы Маргулана (Маречека)
Владелец Акимат города Алматы

Акса́йское трамва́йное депо́ — одно из двух трамвайных депо КГП «Алматыэлектротранс», располагавшееся в Ауэзовском районе Алматы на улице Момышулы между улицами Маргулана (бывш. Маречека) и Жубанова. В настоящее время не существует.

История

Аксайское трамвайное депо было открыто в 1990 году, в связи с тем, что к 1990 году Центральное депо не справлялось с большим количеством вагонов. Трамвайный комплекс нуждался в дополнительной территории. Для строительства депо была выделена пустующая территория вдоль улицы Момышулы между улицами Маречека и Жубанова на месте расположения тектонического разлома[1][2]. Место расположения депо было выделено неслучайно, Республиканские строительные нормы РСН-10-83, принятые в 1983 году на основе карты сейсмического микрорайонирования 1982 года, запрещали строительство ответственных объектов в зонах тектонических разломов и зонах повышенной сейсмической опасности (10 баллов) на территории города Алматы[3]. Территории где располагались зоны тектонический разломов предпочтительно отдавали под устройство зеленых массивов, парков и другие нежилых строений-гаражей или объектов обслуживания общественного транспорта.

В 1999 году депо перестало функционировать, стало использоваться для хранения списанных трамваев и троллейбусов, часть территории отдали арендаторам по автостоянку. Цеха депо стали использовать для ремонта большегрузных машин.

С 2008 года территория депо стала использоваться для стоянки строительных Камазов, бетоновозов и производства бетона.

В 2013 году на части территории бывшего трамвайного депо со стороны улицы Садвакасова был построен 13-этажный жилой комплекс Арыстан[4].

В 2015 году на остальной территории бывшего трамвайного депо, находящегося в зоне расположения тектонического разлома начато строительство жилого комплекса Уш Сункар состоящего из 11 многоэтажных домов[5].

Сведения

Депо имело десять спецдистанций для отстоя вагонов. Был построен моечный комплекс. В нем размещалась дополнительная подстанция и управление депо. Имелся комплекс для ремонта и обслуживания вагонов. В депо помимо пассажирских, стояли все служебные и специальные вагоны. Ежедневно все трамваи проходили мойку и выходили на линию. В Аксайском депо находились вагоны, подлежащие списанию[6].

Сокращение сети

В начале девяностых годов с развалом СССР по личному решению тогдашнего акима Шалбая Кулмаханова трамвайные линии в городе Алматы начали стремительно закрывать. На утилизацию в Аксайское депо отправлялось большое количество трамвайных вагонов. В 1999 году, перед закупкой бывших немецких Татр КТ 4 почти все КТМ 5 и РВЗ 6 были списаны и отогнаны в Аксайское трамвайное депо[6]. Летом 2002 года на территорию депо загнали около тридцати списанных троллейбусов ЗиУ 9 и постепенно их распилили на металлолом[6].

Примечание

  1. Схема планировочных ограничений г.Алматы. «Алматыкалажер». Дата обращения: 1 декабря 2007. Архивировано 27 апреля 2015 года.
  2. Схема расположения разломов г.Алматы. «Алматыкалажер». Дата обращения: 1 декабря 2007. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. Верненская катастрофа 1887 года и современная сейсмическая обстановка г.Алматы. «КазНТУ». Дата обращения: 1 декабря 2007. Архивировано 31 июля 2017 года.
  4. Жилой комплекс Арыстан г.Алматы. «Крыша.кз». Дата обращения: 1 декабря 2007. Архивировано 30 июля 2017 года.
  5. Жилой комплекс Уш Сункар г.Алматы. «Крыша.кз». Дата обращения: 1 декабря 2007. Архивировано 30 июля 2017 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Алматинский трамвай. Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 22 февраля 2017 года.