Аздарар
Аздара́р | |
---|---|
Специализация | торговые, экономические и политические известия, публикация художественных произведений, переводы и исторические труды |
Периодичность | ежемесячник |
Язык | армянский |
Адрес редакции | Мадрас |
Главный редактор | Арутюн Шмавонян |
Страна | Индия |
Издатель | Арутюн Шмавонян |
История издания | с 1794 по 1796 |
Аздара́р (арм. Ազդարար, Вестник) — первое армянское периодическое издание[1], первый армянский ежемесячный журнал[2], орган торговой буржуазии армянской колонии в Индии. Издавался в городе Мадрасе с октября 1794 по март 1796[2]. Редактор Арутюн Шмавонян. Всего вышло в свет 18 номеров. В журнале, кроме торговых, экономических и политических известий, публиковались художественные произведения, переводы и исторические труды. Печатались также корреспонденции из России, в частности указ Екатерины II об основании для армян города Григориополя[2].
История
В преддверии XIX века, непосредственно после первой французской революции, 16 октября 1794 года в индийском городе Мадрас светлой памяти иереем Арутюном Шмавоняном был основан первый армянский журнал «Аздарар».
Арутюн Шмавонян родился в 1750 г. в Ширазе (ныне на территории Ирана). Потеряв двух своих детей, он решил уединиться в монастыре дервишей-суфиев, где он и пробыл примерно семь лет. Затем он берет свой посох и направляется в Индию. Возможно, подобно другим странствующим паломникам он отправился в Индию в поисках истины — к мудрым браминам или факирам. О его жизни в этот период мало информации. Тем не менее, в конце 18-го века у Шмавоняна были денежные средства. В 1789 г. он основывает собственную типографию в Мадрасе, публикует там восемь книг на армянском языке.
В то время в Мадрасе действовала типография Шахамиряна. Однако, Шмавонян не пользовался его помощью, так как расходился с ним во взглядах. Шмавонян был знаком с общественно-политическими взглядами Баграмяна, Шахамиряна, Овсепа Эмина, но придерживался линии католикоса Симеона. Спасение для армян он видел в культурном развитии, связанном с историческими традициями армянской церкви.
А. Шмавонян, основав в 1794 г. «Аздарар», становится его редактором и руководителем публицистического раздела. В своём журнале Шмавонян публикует строки католикоса Симеона. Католикос пропагандировал политику осторожности. Шмавонян сообщая о новом журнале обещает будущим читателям сообщать необходимые сведения о текущих политических событиях, описывать примечательные новости, обращаться к освещению научных «событий» и новых изобретений.
В «Аздараре» публиковались стихотворения, поучительные басни, публицистические статьи, даже исторические исследования. В конце каждого ежемесячника публиковался церковный календарь будущего месяца — с указанием лунных дней и традиционных дней христианских святых. Основным языком журнала был грабар, однако часть информации (например, объявления) печаталась на джульфинском диалекте армянского разговорного языка. В начальный период у журнала было всего 28 подписчиков.
Журнал был небольшого объёма, иллюстрированный, выходил регулярно раз в месяц. Редактор знал об особенностей требований читателей из индийских армян. Большую часть читателей составляли торговцы и главным образом переселившиеся из Нор-Джуга. Для них Шмавонян публиковал «Историю Персии» Хачатура Джугаеци.
Будучи неопытным редактором, А. Шмавонян зачастую бессистемно публиковал свои материалы. Политические материалы (хроника), моральные басни, материалы, взятые из англоязычных газет, разбросаны в различных брошюрках. Среди тенденций А. Шмавонян выделял желание публиковать оптимистическую информацию, желание быть полезным купцам.
В силу неопытности Шмавоняна как издателя журнал не отличался высоким качеством и был рассчитан исключительно на мадрасских армян. Священник Шмавонян был глубоко убежден, что его деятельность — это светлый почин, который принесет пользу его народу. И потому он призывал армянских деятелей, состоятельных людей поддержать, оказать содействие в деле развития и усовершенствования этого начинания. И хотя все воодушевленно приветствовали рождение «Аздарара», однако никакой поддержки оказано не было. В журнале, кроме торговых, экономических и политических известий, публиковались художественные произведения, переводы и исторические труды. Печатались также корреспонденции из России — Шмавонян приветствовал армяно-российские проекты, что не могло нравиться правящим в Индии англичанам.
Из Европы в Мадрас прибыл Ходжамал Сафарян, принеся с собой собственные исторические труды и множество различных переводов, в том числе письмо Папы Римского.
Идеалом Шмавоняна была монархическая Армения, скрепленная религией и объединённая под предводительством церкви. Шмавонян отрицательно относился к французской революции. Кроме всего прочего, революционеры наносили огромный ущерб зажиточным армянам. Однако положение армян было гораздо более тяжелым в деспотических режимах Ирана и Турции.
В «Аздараре» печатается полемика между двумя армянскими деятелями «Айорди Ай» и «Азгакиц». Между тем, особо принципиальных расхождений между их взглядами не наблюдается. Они оба пропагандируют просвещение. Оба публициста предлагают объединёнными силами вести борьбу против смертельного врага армянского народа — мракобесия. «Айорди Ай» — более вспыльчивый, критикует пассивность «стариков», всю надежду возлагает на молодежь. «Азгакиц» остро критикует эгоистичных армянских богачей, предлагает открыть армянские учебные заведения. Предположительно, за обеими масками скрывается один и тот же человек, и вероятно, это сам редактор — Арутюн Шмавонян.
Местные состоятельные армяне не помогли ему закрыть затраты редакции, и с таким трудом увидевший свет первый армянский вестник вскоре закрылся: после 18 выпусков в марте 1796 года Арутюн Шмавонян был вынужден прекратить издание журнала.
После закрытия журнала Арутюн Шмавонян не выделялся сколь-либо значительной деятельностью. Согласно Лео, он разбазарил церковные и национальные суммы, попал под суд и погиб очень жестокой смертью в 1824 году.
Наследие
Следом за мадрасским «Аздараром» последовали и другие армянские публикации в разных городах Индии: «Оджанаспюрян» (Օճանասփիւռեան) в 1815 году в Бомбее, «Хайели Галгатян» (Հայելի Կալկաթեան) в 1820 году в Калькутте и «Штемаран» (Շտեմարան) в 1821 году там же. Все они существенно опережали Стамбул (Константинополь), где первое армянское издание увидело свет только в 1832 году.
Под тем же названием («Аздарар») с 2007 года выходит ежемесячный цветной журнал в Калькутте (Индия) — считается, что издание было возобновлено после 210 лет прекращения публикации по инициативе армяно-американской учёной-астрофизика Норы Андреасян-Томас[3].
См. также
Примечания
- ↑ Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk. The Heritage of Armenian Literature: From the Eighteenth Century to Modern Times. — Wayne State University Press, 2005. — С. 37.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Аздарар // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Статья в «Hayastani Hanrapetutyun» . Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 20 апреля 2021 года.