Эльсхаймер, Адам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Адам Эльсхаймер»)
Адам Эльсхаймер
нем. Adam Elsheimer
Автопортрет. Около 1606–1607 Уффици, ФлоренцияАвтопортрет. Около 1606–1607
Уффици, Флоренция
Дата рождения 18 марта 1578(1578-03-18)
Место рождения Франкфурт-на-Майне
Дата смерти 11 декабря 1610(1610-12-11) (32 года)
Место смерти Рим

Адам Эльсхаймер (также Э́льсхеймер[1] и Э́льсгеймер[2]; нем. Adam Elsheimer; 18 марта 1578, Франкфурт-на-Майне — 11 декабря 1610, Рим) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр эпохи барокко, романист.

Биография

Адам Эльсхаймер был одним из десяти детей портного. Ученик Филиппа Уффенбаха, однако испытал в юности сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. Посетил Страсбург в 1596 году. Затем работал во Франкфурте. С 1598 года — в Венеции, где усвоил традиции венецианской ведуты (городского пейзажа). В 1600 году переехал в Рим[3]. Был дружен с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Брилем.

В Риме Эльсхаймер усвоил традиции романизма (увлечения художников изображениями античного Рима). Он писал римские пейзажи на небольших медных пластинах. Своей необычайно тонкой, «ювелирной» манерой письма и изысканной техникой с эффектами светотени он, в свою очередь, оказал влияние на Карло Сарачени, голландских романистов и, в определённой мере, на Рембрандта. Его последователем в этом жанре был Мозес ван Эйтенбрук[4].

Эльсхаймер оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами[источник не указан 4019 дней], особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени. Однако в начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона была размещена информация, противоречащая вышесказанному: «Картины Э. ещё недавно мало ценились любителями искусства и только в последнее время возбудили интерес к себе и стали быть разыскиваемы для музеев»[5].

Непосредственно о самом творчестве художника там же был оставлен весьма лестный отзыв:

«Писал преимущественно небольшие, тщательно оконченные картины на темы из священной истории и мифологии, давая в них одинаково важную роль и человеческим фигурам, и пейзажу, и стремясь точно воспроизводить разнообразные эффекты красок, воздушной перспективы и света. Кроме пейзажей с фигурным, иногда очень обильным стаффажем, из-под его кисти изредка выходили картинки, изображающие сцены в закрытых помещениях, с красиво разыгранным освещением. Старание Э. передавать впечатления природы точно и поэтично при тесной связи пейзажных мотивов с фигурами было новизной в тогдашней живописи, а потому этот мастер не замедлил обратить на себя необыкновенное внимание в кругу римских художников и, заняв среди них видное место, оказал большое влияние как на многих из их числа, так и на посещавших Рим нидерландских живописцев, а через них и на голландскую школу XVII столетия»[5].

Бегство в Египет

Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен

Адам Эльсхаймер является одним из первых художников, очень точно передавших небесную сферу. С большой вероятностью можно сказать, что 16 июня 1609 года около 21.45 он наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел на картине «Бегство в Египет», которая находится в мюнхенской пинакотеке. Это выяснили ученые Немецкого музея в Мюнхене в 2005 году. Луна и звёзды Млечного Пути, изображённые на картине, соответствуют широте Рима.

Пожар Трои

Пожар Трои. Ок. 1600. Старая пинакотека. Мюнхен

В этой картине небольшого формата, написанной на медной доске, представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои. В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков. Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Так, захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой греющихся у костра людей на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Эльсхаймер достигает редкого живописного единства и поэтического настроения в своих произведениях.

Примечания

  1. Донин, 2017, с. 363.
  2. Адам Эльсгеймер // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 8—9. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  3. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 213
  4. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 553—555
  5. 5,0 5,1 Эльсгеймер, Адам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

Ссылки