Агентство по страхованию вкладов
Агентство по страхованию вкладов | |
---|---|
Тип | Государственная корпорация |
Основание | Январь 2004 |
Расположение | Россия, Москва |
Ключевые фигуры | Андрей Мельников (генеральный директор) |
Число сотрудников | более 1000[когда?] |
Сайт | www.asv.org.ru |
Аге́нтство по страхова́нию вкла́дов (АСВ) — российская государственная корпорация, созданная в январе 2004 года для обеспечения функционирования системы страхования вкладов[1]. АСВ осуществляет выплату страхового возмещения вкладчикам банков, в отношении которых наступил страховой случай. Сегодня на АСВ возложены также функции конкурсного управляющего и временной администрации несостоятельных банков[2], НПФ и страховых компаний[3], по финансовому оздоровлению банков[4], обеспечению функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования[5].
Страхование вкладов
Страхование вкладов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Система страхования вкладов (ССВ) гарантирует защиту средств вкладчиков в российских банках в пределах установленной законом суммы. Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, которые привлекают денежные средства физических лиц.
С 2006 по 2014 годы предельная сумма страхового возмещения в ССВ выросла в 14 раз:
- до 9 августа 2006 года — 100 тысяч руб.;
- до 25 марта 2007 года — 190 тысяч руб.;
- до 1 октября 2008 года — 400 тысяч руб.;
- до 28 декабря 2014 года — 700 тысяч руб.;
- после 29 декабря 2014 года — 1,4 млн руб.
Страхованию на сумму возмещения до 1,4 млн рублей подлежат денежные средства:[источник не указан 945 дней]
- на счетах и вкладах физических лиц (независимо от гражданства), в том числе открытых в связи с деятельностью индивидуального предпринимателя;
- на счетах и вкладах юридических лиц — малых предприятий, включённых в единый реестр МСП (за исключением финансовых организаций);
- на счетах и вкладах некоммерческих организаций и объединений граждан социальной направленности:
— потребительских кооперативов (за исключением некредитных финансовых организаций);
— товариществ собственников недвижимости (включая СНТ, ТСЖ и т. п.);
— религиозных организаций;
— благотворительных фондов;
— организаций, включённых в реестр исполнителей общественно полезных услуг, и других.
Деньги на дебетовых банковских картах (в том числе зарплатных) также застрахованы. В сумму для расчёта страхового возмещения включаются все причитающиеся проценты по вкладу, начисленные по день, предшествующий дню наступления страхового случая. Возмещение по вкладам в иностранной валюте выплачивается в рублях по курсу Банка России на день наступления страхового случая[1].
Страхованию на сумму до 10 млн рублей подлежат денежные средства:[источник не указан 945 дней]
- на счетах эскроу физического лица, открытых для расчётов по сделкам купли-продажи недвижимости или договорам участия в долевом строительстве;
- размещённые управляющей компанией на специальном счёте для формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (для страховых случаев, наступивших начиная с 1 октября 2020 года);
- временно высокие остатки на счёте физического лица, возникшие в результате поступления (в период до 3 месяцев перед страховым случаем) денежных средств от третьих лиц в силу особых жизненных обстоятельств, определённых Законом: продажа жилья, получение наследства, социальные выплаты, субсидии и др. (для страховых случаев, наступивших начиная с 1 октября 2020 года).
Страховое возмещение в повышенном размере при возникновении особых обстоятельств рассчитывается исходя из 100 процентов остатка (на дату страхового случая) денежных средств, поступивших на счёт (счета) вкладчика в связи с (одним или несколькими) особыми обстоятельствами и в сроки, установленные Законом, но не более 10 млн руб. в совокупности, включая выплату в размере 1,4 млн руб. по общим основаниям[6].
Механизм страховых выплат
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
При наступлении страхового случая вкладчикам производятся выплаты из Фонда обязательного страхования вкладов, что позволяет им сразу получить доступ к своим средствам, не дожидаясь расчётов в рамках ликвидации банка.
Если в отношении банка наступает страховой случай (Банк России отзывает у него лицензию на осуществление банковских операций либо вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов), вкладчик вправе обратиться в АСВ с требованием о выплате возмещения по вкладам.
Для получения возмещения по вкладам гражданин должен представить в АСВ (или уполномоченному банку-агенту) заявление и документ, удостоверяющий его личность (как правило, паспорт), а также дополнительные документы в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации (конкурсного производства) банка, которая, как правило, длится не менее двух-трёх лет. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, страховое возмещение выплачивается также и лицам, не обратившимся в эти сроки.
Выплата возмещения производится непосредственно в АСВ либо через уполномоченный банк-агент в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками[7]. Выплаты по Закону начинаются не позднее 14 дней со дня наступления страхового случая. АСВ постоянно сокращает фактические сроки начала выплат — так, по итогам I полугодия 2022 года, средняя продолжительность подготовки страховой выплаты составила 5,5 рабочих дней. Этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчётов.
В случае, если сумма вклада превышает установленную действующим законодательством максимальную сумму возмещения, неисполненные обязательства банка перед вкладчиком исполняются в ходе конкурсных (ликвидационных) процедур в отношении банка.
По состоянию на 5 сентября 2022 года произошло 548 страховых случаев, 4,4 млн вкладчиков выплачено страховое возмещение в размере 2,05 трлн руб[8].
Фонд обязательного страхования вкладов
Средства для обеспечения действия системы аккумулируются в Фонде обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Модель страхования вкладов, которая существует в России, построена таким образом, что вне зависимости от количества страховых случаев, сумм выплат, а также объёмов поступлений, денег в Фонде всегда будет достаточно благодаря возможности привлечения кредитов от Банка России и ряду других предусмотренных законом механизмов[9]. Страховые взносы уплачиваются банками-участниками ССВ ежеквартально. Размер ставок страховых взносов устанавливается Советом директоров Агентства[1].
В 202й году базовая ставка страховых взносов в ФОСВ составляла 0,12% расчетной базы за квартал, дополнительная ставка в размере 25% базовой ставки и повышенная дополнительная ставка в размере 300% базовой ставки.
С 25 февраля 2022 года Советом директоров Агентства принято решение о снижении размера дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов до 0% до конца 2022 года.
Инвестирование средств Фонда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Для АСВ, как и для всех остальных государственных корпораций, Правительством Российской Федерации устанавливаются общий порядок и условия инвестирования, а также порядок и механизмы контроля над инвестированием временно свободных средств.
В перечень разрешённых активов для инвестирования средств Фонда включены:
- государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- депозиты Банка России;
- облигации российских эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги российских эмитентов;
- ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению или публичному обращению в Российской Федерации.
Не допускается инвестирование средств Фонда в депозиты и ценные бумаги российских кредитных организаций.
В течение I полугодия 2022 года в ФОСВ зачислено 103,3 млрд руб.: за IV квартал 2021 г. в ФОСВ зачислено 50,7 млрд руб. (включая 0,3 млрд руб., уплаченные авансом в 2021 году), в том числе по дополнительным ставкам банками перечислено 0,6 млрд руб. (11 банками); по расчетам за I квартал 2022 г. в ФОСВ зачислено 52,6 млрд руб., взносы по дополнительным ставкам банками – участниками ССВ не уплачивались[10].
Функции ликвидатора и конкурсного управляющего
Начиная с 2004 года Агентство также осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций[11].
Процедура принудительной ликвидации осуществляется по заявлению Банка России на основании решения арбитражного суда в случае, если стоимость имущества (активов) кредитной организации, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, достаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае, если имущества (активов) ликвидируемой кредитной организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в отношении неё на основании решения арбитражного суда вводится процедура конкурсного производства.
Агентство является конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады[12].
Функции конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, Агентство осуществляет в случае если Банк России представляет кандидатуру Агентства для утверждения в арбитражный суд при непредставлении в арбитражный суд кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица; отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего; признания банкротом отсутствующей кредитной организации.
По состоянию на 30 июня 2022 г. Агентством осуществлялись ликвидационные процедуры в 330 кредитных организациях, в 311 из них проводилось конкурсное производство, в 19 – принудительная ликвидация. С начала деятельности в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентство проводило ликвидационные процедуры в 740 кредитных организациях, в 410 из них данные процедуры завершены.
Средний процент удовлетворения требований кредиторов организаций, в которых ликвидационные процедуры завершены, за весь период деятельности Агентства (по итогам I полугодия 2022 года), составил 48,2%. В том числе: требования кредиторов первой очереди удовлетворены на 63,6%, второй очереди – на 37,7%, третьей очереди – на 31,8%.
С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в законодательство, в соответствии с которыми на Агентство возложены функции по осуществлению ликвидационных процедур в отношении негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, а также в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не внесённых Агентством в реестр фондов-участников[5].
По состоянию на 30 июня 2022 г. Агентством проводились ликвидационные процедуры в 29 НПФ, из них в 26 – конкурсное производство, в 3 – принудительная ликвидация. За время осуществления Агентством полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) НПФ ликвидационные процедуры завершены в 7 фондах.
С декабря 2016 года Агентство наделено полномочиями конкурсного управляющего в страховых организациях. По состоянию на 30 июня 2022 г. Агентством осуществлялись ликвидационные процедуры в 32 страховых организациях.
Финансовое оздоровление (санация) банков
Кроме этого, на Агентство возложены функции санации банков[4], Агентство может осуществлять эти меры путём:
- оказания финансовой помощи;
- организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
- исполнения функций временной администрации по управлению банком[13];
- осуществления иных действий.
Для участия в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков закон предусматривает привлечение заинтересованных частных инвесторов, которые должны соответствовать требованиям, установленным Банком России.
По состоянию на 30 июня 2022 г. Агентство участвовало в осуществлении мер по предупреждению банкротства 13 банков.
За I полугодие 2022 года на цели предупреждения банкротства банков Агентством предоставлены займы на сумму 2,44 млрд руб. за счет средств Банка России, а заемщиками возвращено Агентству 4,61 млрд руб. в счет погашения основного долга и уплачено 3,27 млрд руб. в качестве процентов за пользование заемными средствами.
В 2017 году функции Агентства в части санации были несколько изменены в связи с введением нового механизма финансового оздоровления кредитных организаций через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) без участия Агентства[14].
Гарантирование пенсий
В целях обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство[5]:
- осуществляет формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений, в том числе сбор гарантийных взносов и контроль за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- осуществляет выплату гарантийного возмещения в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом № 422-ФЗ;
- инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, определённом законодательством Российской Федерации;
- осуществляет в установленных законодательством Российской Федерации случаях полномочия ликвидатора и конкурсного управляющего фондов-участников.
Также Агентство ведёт реестр негосударственных пенсионных фондов ‒ участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Процедура внесения и исключения фондов-участников из реестра осуществляется Агентством на основании решений Центрального банка Российской Федерации. ПФР является участником системы гарантирования пенсионных накоплений.
Гарантирование пенсионных накоплений осуществляется Агентством посредством выплаты гарантийного возмещения, которое производится при наступлении одного из следующих событий (гарантийных случаев):
- аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание его банкротом и открытии в отношении такого фонда-участника конкурсного производства;
- недостаток номиналов взносов на день установления застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо единовременной выплаты за счёт средств пенсионных накоплений;
- снижение размера резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, обеспечивающего устойчивость исполнения обязательств перед застрахованными лицами, ниже минимального уровня, установленного Правительством Российской Федерации.
Агентство гарантирует возмещение пенсионных накоплений, отражённых на пенсионном счёте накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счёте) застрахованного лица за исключением инвестиционного дохода. При этом размер назначенных пенсий (накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо единовременной выплаты) гарантируется полностью и не может быть уменьшен[15].
Управление и структура
Органами управления агентства являются совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления — совет директоров, в который входят семь представителей банка России, пять представителей правительства Российской Федерации и генеральный директор Агентства. Персональный состав совета директоров[16]:
- Набиуллина Эльвира Сахипзадовна — председатель совета директоров, председатель Банка России
- Гузнов Алексей Геннадьевич — статс-секретарь-заместитель председателя Банка России
- Игнатьев Сергей Михайлович — советник председателя Банка России
- Малышев Фёдор Иванович — заместитель руководителя секретариата первого заместителя председателя правительства Российской Федерации
- Мельников Андрей Геннадьевич — генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»
- Моисеев Алексей Владимирович — заместитель министра финансов Российской Федерации
- Полякова Ольга Васильевна — заместитель председателя Банка России
- Торосов Илья Эдуардович — заместитель министра экономического развития Российской Федерации
- Тулин Дмитрий Владиславович — первый заместитель председателя Банка России
- Чебесков Иван Александрович — директор департамента финансовой политики Минфина России
- Чекмышев Константин Николаевич — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы
- Чистюхин Владимир Викторович — первый заместитель председателя Банка России
- Швецов Сергей Анатольевич — первый заместитель председателя Банка России
В 2004—2012 годах пост генерального директора АСВ занимал Турбанов Александр Владимирович, с 2012 по январь 2022 — Исаев Юрий Олегович.
Критика
Федеральный закон о страховании вкладов[1] позволяет АСВ не выплачивать страховое возмещение лицам, одновременно имеющим в банке кредит. Проценты по кредитам в ликвидированных банках при этом продолжают взиматься[17][18].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года
- ↑ Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
- ↑ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- ↑ 4,0 4,1 В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» Архивная копия от 8 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений»
- ↑ Федеральный закон от 25.05.2020 № 163-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- ↑ Реестр обязательств банка перед вкладчиками (недоступная ссылка). zashhitaprav.ru. Дата обращения: 26 июня 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
- ↑ Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Годовой отчёт государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2021 год (14.03.2021).
- ↑ ТАСС. Глава АСВ Юрий Исаев: в фонде страхования вкладов всегда будет достаточно средств, ТАСС (1.06.2020). Архивировано 28 октября 2020 года. Дата обращения 11 ноября 2020.
- ↑ Об Агентстве .
- ↑ В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- ↑ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- ↑ Статья 189.34 Федерального закона № 127-ФЗ
- ↑ Механизм санации с участием ЦБ может заработать в июле . Газета.Ru. Дата обращения: 15 ноября 2021. Архивировано 11 февраля 2022 года.
- ↑ Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений»
- ↑ Совет директоров Агентства по страхованию вкладов . Дата обращения: 15 октября 2020. Архивировано 27 октября 2020 года.
- ↑ Блоги профессионалов на «Ведомостях» . Ведомости. Дата обращения: 15 ноября 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
- ↑ «Сработали минусы автоматизации:»: как заёмщики ТФБ стали без вины неплательщиками . БИЗНЕС Online. Дата обращения: 15 ноября 2021. Архивировано 18 октября 2017 года.
Ссылки
- Официальный сайт Агентства
- Официальный Telegram-канал Агентства
- Кротов Н. И. История создания российской системы страхования банковских вкладов. — М.: АНО «Экономическая летопись», 2009.