АНТ-3 (торпедный катер)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
АНТ-3 «Первенец»
Торпедный катер АНТ-3 «Первенец» в бухте СевастополяТорпедный катер АНТ-3 «Первенец» в бухте Севастополя
Служба
 СССР
Класс и тип судна глиссерный торпедный катер
Порт приписки Севастополь, с 1930 года Каспийск
Изготовитель ЦАГИ
Заказан к постройке январь 1925
Строительство начато 30 июля 1925
Спущен на воду 17 марта 1927
Введён в эксплуатацию с 12 августа 1927
Основные характеристики
Водоизмещение 8,9 тонны
Длина 17,3 м
Ширина 3,3 м
Осадка 0,9 м
Двигатели 2 двигателя «Райт-Тайфун»
Мощность 2 ×600 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 54 узла (100,01 км/ч)
Дальность плавания 340 миль
Экипаж 3 человека
Материал корпуса дюраль
Вооружение
Зенитная артиллерия 2 × 7,62-мм пулемёта (по другим данным — один спаренный)
Минно-торпедное вооружение 450-мм торпедный аппарат желобного типа (2 торпеды)

АНТ-3 «Первенец» («ГАНТ-3») — первый советский глиссирующий торпедный катер спроектированный и построенный в 1925—1927 годах в ЦАГИ под руководством конструктора А. Н. Туполева. Спущен на воду 17 марта 1927 года в бухте Севастополя. Служил на Черноморском флоте, с 1930 года до начала Великой Отечественной войны на Каспийской военной флотилии.

АНТ-3 «Первенец» являлся прототипом торпедного катера «ГАНТ-4» (типа Ш-4), серийное производство которых было организовано на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде.

История

В январе 1925 года Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) получил приказ Реввоенсовета СССР спроектировать и построить военный экспериментальный торпедный катер. Выбор был не случаен, в 1921 и 1923 годах специалисты института уже создали отечественные экспериментальные глиссеры: «АНТ-1» (ГАНТ-1) и почтово-пассажирского «АНТ-2» (ГАНТ-2) с воздушным винтом. Название глиссера получили от первых букв инициалов имени конструктора Андрея Николаевича Туполева[1][2][3].

Проектирование и постройка

Согласно техническому заданию от Народного комиссариата по военным и морским делам СССР на разработку первого отечественного глиссирующего торпедного катера, он должен был вооружён одной 533-мм торпедой и спаренным пулемётом, оборудован для приема (вместо торпеды) двух мин, развивать скорость 100 км/ч[4].

В апреле 1925 года к работе над созданием катера приступили инженеры ЦАГИ С. С. Четвериков, Н. В. Грибов, В. М. Петляков, А. А. Архангельский, Н. С. Некрасов. Группу создателей торпедного катера возглавил Андрей Николаевич Туполев. После завершения проектных работ к постройке клёпаного дюралевого корпуса катера под индексом «АНТ-3» приступили 30 июля 1925 года в московских мастерских ЦАГИ. Форма корпуса катера была позаимствована у поплавка крупного гидросамолёта. В связи с тем, что разработка новой корабельной торпеды калибра 533 мм оказалась не законченной, на стадии достройки катера возникла необходимость корректировки чертежей и пришлось переделывать торпедный аппарат «желобного сбрасывания» с расчетом на старую 450-миллиметровую торпеду (имевшую вдвое меньший вес). На катер были установлены два американских 600-сильных с системой реверса авиационных двигателей «Райт-тайфун» («Райт-Циклон»), редуктор и узлы валопроводов катера. В январе 1927 года строительство катера было завершено. 6 марта 1927 готовый катер, названный «Первенец» с литерным шифром Г-3 вывезли из здания мастерских, погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Севастополь, куда он прибыл 14 марта 1927 года[2][4].

Испытания

17 марта 1927 года катер был спущен на воду. Место стоянки катера было у пирса в Карантинной бухте Севастополя[5]. В апреле начались ходовые испытания, которые продолжались около четырёх месяца[2]. Во всех испытаниях катеров и сдаче катеров экипажу участвовал А. Н. Туполев, который вместе дочерью приезжал на Чёрное море и выходил с ней в море[5].

Заключительные испытания, на которых присутствовал начальник Морских сил РККА Ромуальд Адамович Муклевич, были проведены 16 июля 1927 года. Он приказал, чтобы рядом с «Первенцем» параллельными курсами по Северной бухте ходил «трофейный» английский катер Торникрофта, для сравнения скоростных характеристик катеров. Сначала, пока на «Первенце» прогревались моторы, лёгкий катер Торникрофта, без нагрузки развивающий скорость свыше 40 узлов, несколько обгонял АНТ-3. Но, дойдя до конца бухты, после того как катера развернулись и пошли обратно, «Первенец» быстро обогнал соперника и затем намного его обошёл. Развив скорость 54 узла (100 км/час), «Первенец» продемонстрировал и неплохую поворотливость, но мореходные качества оставляли желать лучшего. Несмотря на некоторые недочеты, результаты испытаний приемная комиссия флота признала удовлетворительными[4].

Торпедный катер «Первенец» вступил в строй 12 августа 1927 года[2][3] (по другим источникам 26 июля 1927 года[4]) и вошёл в состав Морских сил Чёрного моря. Командиром катера был назначен Иван Александрович Ананьев. В акте приемки торпедного катера «Первенец» было записано: «Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер, независимо от некоторых недочётов военно-морского характера, подлежит приёму»[4].

В 1926 год перед конструкторами ЦАГИ была поставлена задача исправить недостатки, выявленные на испытаниях «Первенца». К декабрю 1927 года новый торпедный катер «АНТ-4» был построен в ЦАГИ, но когда он ещё стоял на стапеле, в одном из цехов судостроительного завода имени Андре Марти в Ленинграде, уже заложили первые серийные четыре катера по чертежам «АНТ-4». В августе 1929 года они вошли в строй и получили названия: Торпедные катера типа «Ш-4» «Революционный металлист», «Осоавиахимовец», «Сибиряк», «Пролетарий Украины»[4].

Служба АНТ-3 «Первенец» в ВМС РККА (ВМС СССР)

До 10 июля 1933 года торпедный катер АНТ-3 «Первенец» нёс службу на Чёрном море, а затем по железной дороге вместе с экипажем и новым командиром боцманом Конанцом, был отправлен на Каспийское море, где 21 июля 1933 года включен в состав Каспийской военной флотилии. В начале Великой Отечественной войны, 11 августа 1941 года катер разоружили и перевели в разряд рейдовых плавсредств[4][5].

Примечания

  1. Черников И. Первый экспериментальный глиссирующий катер «АНТ-1» // «Катера и Яхты». — 1989. — № 137. — С. 52—57.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Торпедный катер «Первенец». Информационный ресурс «Черноморский Флот». Дата обращения: 19 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 100-летие ЦАГИ в истории: катер АНТ-3. tsagi.ru (21 марта 2019). Дата обращения: 19 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Черников И. Туполевские скоростные торпедные катера // «Катера и Яхты». — 1991. — № 152. — С. 34—40.
  5. 5,0 5,1 5,2 Ананьин И. А. Корабли нашей юности. — Л.: Лениздат, 1974. — С. 25. — 333 с.